Валерий Кубасов: На падающем рынке растут только те, кто готов меняться

Дата:

В России в текущей реальности деньги должны приносить минимум 20% доходности

Предприниматель, управленец федерального уровня с более чем двадцатилетним опытом в финансах и управлении Валерий Кубасов рассказал о том, как правильно собранная финмодель помогает управлять бизнесом и становится инструментом его роста.

Хочешь выжить — не принимай решения вслепую

— Валерий, с чем, на ваш взгляд, связан рост интереса к теме разработки финмоделей управления?

— Дело в том, что бизнес двадцать лет назад, десять лет назад и сейчас — это три разных бизнеса. Даже в одной и той же плоскости, в одном и том же месте. Когда все вокруг меняется, растет конкуренция, бизнес тоже должен меняться, использовать другие подходы и технологии. Это неизбежно. Я наблюдаю много примеров, когда компании не хотят меняться ― и потихоньку умирают, а собственники рассуждают, что «рынок изменился, обстоятельства поменялись, проблемы на падающем рынке». И вместо поиска внутренних проблем ищут их во вне.

Многие не понимают, что на растущем рынке растут все ― и вообще не неважно, чем занимается компания. Больше растут те, у кого правильные процессы, технологии, люди и т.д. На падающем растут только те, кто готов меняться и умеет считать.

На падающем растут только те, кто готов меняться и умеет считать.

Еще один тренд — ухудшение качества финансовых директоров. Это особенно видно, когда берешь на консалтинг разные компании. Именно поэтому для собственников сейчас очень важно понимать, с чем они сталкиваются, смотреть аналитику, делать выводы.

Если вы сами не считаете, то научитесь хотя бы задавать себе вопросы, не принимать решения вслепую, а понимать, куда копать, каких специалистов привлечь, чтобы принимать более осознанное и менее рискованное решение. А не так, что «глаза закрыл и спрыгнул в пропасть: а вдруг допрыгну».

Когда я провожу первую встречу с собственниками, то всегда интересуюсь их целью. Не для всех бизнес — это деньги. Для кого-то это способ сформировать определенную репутацию, добиться уважения и т.д. При этом я сразу пытаюсь донести до собеседников, что если в проекте не будет прибыли, то бизнеса в нем точно не будет.

Каждое действие имеет последствия

— Как понять, стоит ли вкладывать деньги в развитие бизнеса или поискать другие инструменты инвестирования?

— Самый простой способ пристроить деньги — положить их в банк. Сегодня банки дают ставку в 15%, то есть, ничего не делая, вы можете рассчитывать на такую доходность. При этом вы ничем не рискуете, за исключением надежности банка.

Что касается компании… Есть такой инструмент, как таблицы Дамодарана ― они показывают, сколько каждый отраслевой бизнес должен минимально приносить денег акционеру в зависимости от условий в разных странах мира. В России в текущей реальности деньги должны приносить минимум 20% на капитал. Если доходность у вас меньше, то бизнес проще закрыть, а деньги отнести на вклад в банке. Именно поэтому, как я говорил ранее, важно уметь считать.

В каждом проекте вы должны четко понимать, как получаются указанные цифры. Хотя бы часть из них. Я сторонник подхода, когда нужно сначала придумать проект, ответить на вопросы «зачем», «как», «с кем», а потом приступать к его реализации, а не сначала сделать и потом ломать голову, как привлекать клиентов и получить возврат вложенных средств. Например, кто-то открыл термы, ресторан ― и эти проекты «полетели», вы загорелись и решили ― надо бежать туда же, при этом даже элементарно не просчитав, какое количество людей необходимо, чтобы обеспечить нужный для окупаемости трафик в вашем городе.

Финмодель — это не просто таблица с цифрами, но и карточка гипотез и причинно-следственной связи, где рассматривается вся логика проекта: как клиент должен о вас узнать, сумма среднего чека, в чем ценность вашей истории. Если у вас где-то появляются вопросы, то копайте глубже и разбирайтесь, почему не так.

— Много ли параметров нужно анализировать?

— Я видел более тысячи проектов и финансовых моделей. Как правило, меняются не больше трех-четырех ключевых параметров. Если их больше, то модель становится неуправляемой. Однажды в Санкт-Петербурге я делал модель коммерческой эксплуатации арены на десять лет, где весь бизнес был посчитан через посещаемость мероприятий.

Второй вопрос — это оценка инвестиций. Это новые истории внутри бизнеса, новое направление и т.д. Нужно четко просчитывать расходы на создание, формирование команды, понимать, когда модель выходит на прибыль, и четко осознавать, что до этого моменты ты будешь в бизнес только вкладывать. Если ты к этому готов, то запускаешь процесс, если нет, то откладываешь на некоторое время. По-другому в такие истории идти не стоит.

При расчете целесообразности инвестиций в проект также следует учитывать такой показатель, как cash burn, то есть на сколько месяцев/лет хватает денег. Речь идет о запуске новой истории, когда в основном бизнесе у вас появляется стабильность и плюс. Если вы плохо посчитаете эту историю, возвратность денег, риски, то вы можете убить бизнес.

В каждом бизнесе должна быть карта оценки его рисков, а также сценарное планирование ваших действий, если риски реализуются. Вы должны заранее продумать, что делать и куда бежать, сформировать четкий план действий с ответственными лицами. Тогда ваши риски будут минимальными. Однако практика показывает, что ситуации, когда бизнес готов ко всему, ― очень редкая история. Карта рисков должна обновляться раз в полгода-год. Не реже.

Четвертое — поиск точек максимального роста. Далеко не все компании ведут такую работу, развивая бизнес стихийно, без планирования. В результате, не предусмотрев какие-то возможности, они могут при их появлении терять деньги. Например, при организации химического производства собственники сразу не предусмотрели мелкую фасовку продукции, а на рынке появился соответствующий спрос. На покупку, установку, отладку оборудования ушли несколько месяцев и были потеряны десятки миллионов рублей.

Каждое действие имеет последствия.

Каждое действие имеет последствия. У вас должна быть сформирована если не финансовая модель, то хотя бы причинно-следственная связь того, как вы приходите к прибыли. Это определенный план действий на каждом этапе для роста продаж, выручки и т.д. При этом на каждом этапе определяются параметры, которые нужно контролировать с определенной периодичностью, чтобы получить желаемый результат, а не что-то другое. Иногда возникают ситуации, когда собственник/руководство не могут ответить на вопрос «куда мы бежим?», определить, какие ценности и цели у проекта. В итоге все сходит на нет. Поэтому я рекомендую при разработке проекта с сотрудниками, коллегами обсуждать каждый этап, чтобы принимать решения не из-за того, что «все так делают», а потому что вы знаете ― там точно есть деньги, и поэтому туда идете.

Вы никогда не должны забывать про конечную цель бизнеса — зарабатывать деньги. Для этого нужно вовремя отсекать истории, где это сделать не получится. Например, отсекать клиентов, которые принесут вам больше проблем, чем дохода. Смысла бороться за всех нет. Ваша цель ― не клиенты, а развитие бизнеса, получение прибыли. С другой стороны, я знаю кучу примеров, где люди уже на старте понимают, что они никогда не отобьют свои деньги в бизнесе, и вкладывают их просто потому, что у них есть какая-то социальная нереализованность, желание что-то отдать людям. Но это уже не бизнес.

— Что мешает приносить пользу и зарабатывать деньги?

— Все зависит от того, что вы называете пользой. Если у вас работают тысяча человек и кормят тысячу семей — это польза или нет? А если вы, как инвестор, вложитесь в социальный проект для города, то, скорее всего, приобретете опыт, но лишитесь денег. Если ваша задача ― накопить первоначальный капитал, дойти до какого-то определенного уровня богатства, то такие проекты вы будете отодвигать. Когда вы дорастете до уровня одного из бизнесменов ОАЭ, осознанно вложившего 16 миллиардов долларов в фонд, целью которого является развитие страны, и при этом выпавшего из числа миллиардеров, то почему нет? Каждый живет так, как ему нравится.

Но зачастую я вижу другие истории, когда собственник куда-то вложил кучу денег, отдачи нет, а кредиторы уже стоят на пороге. И потом он остается с долгами и без бизнеса.

— Сейчас многие компании задумываются о тиражировании. Как понять, готов бизнес к этому или нет?

— Важно понимать свою минимальную себестоимость и то, как ты можешь ей управлять. Если она останется положительной, то тиражироваться нужно. Если у вас все начинает «плыть», при росте выручки прибыль сокращается в два-три раза, то есть ли смысл в таких действиях? Очень много примеров больших компаний, которые после открытия кучи филиалов в итоге их закрывают из-за проблем с процессами управления. Вручную это делать нельзя, а любое тиражирование — это, по сути, большой капекс: вы тратите кучу денег, не зная, когда они окупятся. Если вы при этом еще генерируете текущие операционные убытки, то вы эти инвестиции никогда не отобьете. Есть ли смысл в таком тиражировании?

То есть считать нужно всегда. И пытаться понять, зачем вы это действие делаете. Если бизнес для вас — это способ заработать деньги.

В любой истории должны быть деньги

— Как сегодня необходимо выстраивать работу в команде?

— Команда должна формировать и защищать план действий по достижению поставленных целей, а также анализировать полученные результаты. Регулярные практики защиты плана мобилизуют команду, заставляют ее думать, в итоге появляется креатив.

Это полезно и с точки зрения сокращения количества ошибок: ты не просто тупо бежишь, куда сказал шеф, а при защите плана можешь высказать свое мнение о целесообразности этого забега.

— Сколько уровней команды необходимо привлекать к этой работе?

— РОПов (руководителей отделов продаж) достаточно. Они могут задавать неудобные вопросы, критиковать, доказывать, почему предложенный план не может быть реализован на конкретных примерах. Могут протестировать разные гипотезы. То есть у вас будет возможность на этапе планирования понять, реально ли получить запланированный вами результат. И тут не нужны длинные горизонты: максимум три месяца. При этом нужно четко понимать, есть ли в этой истории деньги. Если нет, то она не сложится.

Здесь не стоит забывать про когнитивные ловушки: в бизнесе решение всегда нужно принимать из текущей точки, неважно, что было вчера. Например, если бизнес приносит убытки, и вы не видите выход из минуса, то нужно искать способ его закрыть. Как это ни было тяжело, как бы не тряслись руки.

В бизнесе решение всегда нужно принимать из текущей точки, неважно, что было вчера

Финансовая модель — это не просто таблица, это четкий план действий на каждом этапе: что вы делаете, зачем и какой результат ожидаете от этого увидеть. Даже на этапе построения плана вы понимаете достижимость этих цифр.

Например, у меня есть своя с партнерами сеть кондитерских. Когда я начинал этот проект в качестве инвестора, то сам приехал, все посмотрел, посчитал: все красиво, и математика складывается, то есть все как я люблю. Отправил на проект нескольких доверенных лиц, и у всех оказалось одинаковое мнение. С трясущимися руками начинал заливать в бизнес деньги. В итоге окупаемость получилась два с половиной года вместо двух. И это мне еще повезло. Был момент, когда я мог все потерять.

При этом я делал три базовых сценария, просчитывал разные варианты цен. То есть нужно учитывать разные вариации, понимать, где можно резать косты. Я много видел бизнесов, которые при органическом росте, появлении новых функций принимали людей, а потом нагрузка менялась ― и сотрудники оказывались не нужны/их нагрузка падала. Ревизию эффективности команды компания должна делать каждый год. Зачем нужны люди, которые генерят только затраты?

Та же ситуация и с привлечением клиентов. Если она становится выше, чем прибыль, то нет смысла расти. Еще раз повторю: во всем считайте деньги.

Без розовых очков

— Опираясь на имеющийся опыт, можете дать прогноз, как будет меняться бизнес-поле?

— Сейчас, к сожалению, выживут, только те, кто умеет лучше считать и быстро принимать решения, правильно масштабироваться. Наша экономика не растет, и прогнозов на какой-то безумный рост нет и не будет. Иксы в традиционном бизнесе формируются только за счет масштабирования, только за счет тиражирования, только за счет новых рынков, новых каналов.

При этом у вас все равно будет куча ограничений. Например, если вы открываете предприятие общепита, то миллион клиентов за день к вам не придут, так как вы их не обслужите.

Также важна работа с неопределенностью, потому что последние 20 лет конкуренция, требования к знаниям, к скиллам, к бизнесу растут, и легче точно не становится. Я могу, конечно, раздать розовые очки, но надеяться на это не стоит.

Поэтому я всех всегда призываю: прежде, чем делать какие-то шаги, нужно просчитывать ситуацию немного вперед, строить модели. Если вы научитесь задавать правильные вопросы, не являясь математиком или финансистом, то сможете делать выводы и принимать решения, стоит ли идти дальше.

Сейчас на рынке сформировался тренд, когда уходит первая волна предпринимателей, которым уже шестьдесят-семьдесят лет, а их дети не всегда готовы продолжать бизнес, да и не всегда могут хорошо это делать. Оставлять его некому, поэтому сейчас в продажу выходят очень много хороших бизнесов. Если вы что-то не можете придумать, то посмотрите вокруг, возможно, уже есть готовое решение, и его можно просто купить.

 

Валерий Кубасов ― управленец федерального уровня с более чем двадцатилетним опытом в финансах и управлении. Работал на руководящих позициях крупнейших банков страны («Альфа-Банк», «МТС-Банк», «ТКБ Банк»). Участвовал в M&A-сделках, разработке и внедрении финансовых моделей, запуске новых направлений и трансформации бизнеса.

Победитель управленческого конкурса «Лидеры России» (2023–2024 гг.).

Обладатель степени MBA и программы «Профессиональный директор» МГУ.

Владелец собственной сети кондитерских пекарен и кулинарии «Кулинарная лавка» (Новосибирск, Новокузнецк).

 

Ранее редакция сообщала о том, что у новосибирских предпринимателей вырос запрос на консультации по банкротству. 

Фото предоставлено Центром бизнес-мастерства «Харизма», автор фото: Семен Мирончик.

Владимир Владимиров: В любой сфере на каждых сто довольных клиентов всегда будет один недовольный

«Более 50% людей приходят в компанию не из-за рекламы, а по рекомендации тех, кому мы уже помогли»

0
0

Владимир Владимиров: В любой сфере на каждых сто довольных клиентов всегда будет один недовольный

В редакцию Infopro54 обратился Владимир Владимиров, который в октябре 2024 года создал и возглавил юридическую компанию «Воин Вправе», оказывающую услуги военнослужащим СВО. За деятельностью компании сейчас наблюдает общественность нашего города. А Следственное управление СК РФ по Новосибирской области начало проверку по обращению депутата регионального Заксобрания.

— Владимир Юрьевич, в последнее время на сайтах новосибирских СМИ появились статьи ваших бывших клиентов, которые критикуют качество и стоимость услуг, предоставленных вашей компанией участникам СВО и членам их семей. С чем связано их появление? Почему клиенты компании пошли к журналистам?

Читать полностью

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

В России несколько лет набирает обороты рынок ветеринарных профессий. Об этом свидетельствуют данные сайтов по поиску работы. Количество резюме по отдельным профессиям растет. По данным НГАУ, «Ветеринария» стала одной из самых востребованных специальностей в приемную кампанию 2025 года. На нее поступили 211 человек, а средний балл поступающих по ЕГЭ вырос с 65,2% до 67,1%. 

О том, как на предприятии решают кадровые вопросы и привлекают молодых специалистов, рассказали редакции Infopro54 главный ветеринар Мария Москаленко, заместитель директора по управлению персоналом Евгения Курочкина и молодой специалист Анастасия Кренц.

Читать полностью

Иван Капчук: Лечение в Kinetiq возвращает людей к активной жизни

— Иван Николаевич, насколько актуальна сегодня проблема восстановительной медицины в Новосибирске?

— Восстановительная медицина — относительно новое направление для нашей страны. На протяжении многих лет восстановлением пациентов после операций, травм или других патологических состояний занимались в основном государственные санатории и профилактории при крупных предприятиях. Со временем эти учреждения советского образца безнадежно устарели, и многие были вынуждены закрыться.

Читать полностью

Дмитрий Куницын: Выбирая аренду вместо собственности, зумеры создают риски для будущих поколений

Проректор по научной работе и дополнительному образованию НГУЭУ, кандидат экономических наук, доцент Дмитрий Куницын проанализировал, как привычка арендовать машины, квартиры сказывается на экономике и какие риски это может принести в перспективе, когда поколение зумеров соберется на пенсию.

— Дмитрий Валерьевич, сейчас в обществе, особенно среди молодежи, активно продвигается идея, что не нужно покупать дом, машины, дорогие предметы быта... Достаточно взять их в аренду при необходимости. Такой тренд эксперты называют шеринговой или арендной экономикой? Как вы его оцениваете?

Читать полностью

Евгений Мироненко: Новосибирская «Опора России» реагирует на все запросы фронта

Вице-председатель Новосибирского областного отделения «Опора России», директор ООО «АБВ-Строй» Евгений Мироненко рассказал о специфике работы с гуманитарными грузами для СВО, о том, готов ли бизнес принимать участие в их формировании, и о том, почему необходимо усиливать просветительскую работу среди населения по поводу поддержки спецоперации.

— Евгений, сегодня довольно много организаций занимаются поставками гуманитарной помощи для нужд СВО. Насколько я помню, новосибирское реготделение «Опоры России» было одним из первых кто начал эту работу?

Читать полностью

Евгения Климанова: В особой зоне риска выгорания в России находится средний менеджмент

Автор концепции «Зрелое лидерство», бизнес-тренер, ведущая стратегических сессий Евгения Климова в рамках бизнес-завтрака в центре бизнес-мастерства «Харизма» рассказала о причинах выгорания сотрудников, о том, почему основной удар приходится на средний менеджмент, и как можно снизить вероятность выгорания.

—  Евгения, одной из актуальных и больных тем для бизнеса сегодня является выгорание. У многих компаний малого и среднего бизнеса уже нет ресурсов, чтобы нанимать новых сотрудников, и поэтому задачи толстым слоем размазываются по существующему коллективу. Наблюдаете ли вы этот тренд? Для кого он более характерен?

Читать полностью

Владимир Владимиров: В любой сфере на каждых сто довольных клиентов всегда будет один недовольный

«Более 50% людей приходят в компанию не из-за рекламы, а по рекомендации тех, кому мы уже помогли»

Прямым текстом

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.


Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы подписки на рассылку новостей в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

 
×
Поиск по автору:
×
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
×





    Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы «Предложить новость» в соответствии с Политикой конфиденциальности
    Я согласен (согласна)


    ×

    Эксклюзивный материал

    Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией infopro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

    ×

      Участие в конференции бесплатно






      Формат участия:


      Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

      ×

        Участие в конференции бесплатно







        [recaptcha size:compact]
        Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

        ×
        На нашем сайте используются файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, Вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с условиями их использования
        Понятно
        Политика конфиденциальности