Михаил Докукин, управляющий партнер PR-агентства Buisness Event стал главным ньюсмейкером послеканикулярных дней: его замысел о привозе в Дубай сибирского снега быстро потеснил из ассоциативного поля «Новосибирск» и причудливый каток, и нео-новосибирца Депардье. О деталях и контекстах этого проекта…

— Михаил, при взгляде на любой необычный проект первый, буквально автоматический вопрос: «А для чего?». Итак, а для чего?

— Да, мне этот вопрос часто задают, причем с разными эмоциями. Кто-то с заведомо обвинительным запалом, кто-то — с коллегиальным интересом. Во всяком случае, привык я ко всем спектру. Итак, рассказываю. У этой затеи два стержневых понятия. Во-первых, народная дипломатия. Когда кто-то из народа запускает межэтнический проект без всякой политоты, а с такой пружинкой чуда и сюра. Во-вторых, это маркетинг территорий. Это повод Новосибирску прозвучать в медиа-сфере в сугубо жизнерадостном и позитивном контексте. Новосибирск не очень-то умеет поддерживать жизнерадостные оттенки в своем образе. Посмотрите, какие у него были коннотации в последний год на федеральном уровне: «влюбленные убийцы с Затулинки», «в Академе безумная девочка расчленяла котов», «отец бросил детей в горящем доме». Москве и Петербургу наш город предстает каким-то Мордором, адом в ледяной пустыне. Да, отчасти так работает фильтр восприятия столичных медийщиков, для которых чем дальше от МКАД, тем инфернальнее. Но наши собственные медиа-люди, ей богу, на этот образ поработали куда больше — нарратив с мест-то формируют они.

— Вау-реакция на снег со стороны дубайцев — насколько она значима для замысла?

— Ну да, это базовая эмоция идеи. Ивент-бизнес — это, в принципе, работа с эмоциями. Первый, пунктирный вариант идеи родился год назад — когда я заметил восторженное, буквально детское отношение дубайцев к снегу. Арабы влюблены в снег. Снег в Дубае однажды уже выпадал, это событие там вызвало огромный ажиотаж. Люди съезжались толпами на заснеженные места, дабы на это чудо подивиться. Даже шейх приезжал. В общем, все включили своего «внутреннего ребенка», не постеснялись немного побыть детьми. В магрибской культуре вообще очень возвышенное отношение к снегу. Это для нас снег — обыденность, он нам даже наскучивает. А у арабов к нему отношение словно к чуду. Я, пожалуй, даже не найду с чем сравнить эту эмоцию в русском эго — в нашем предметном поле просто нет предмета или явления, к которому мы бы относились со столь же пламенным восторгом. Ну, и сдержаннее мы, конечно. В общем, я подумал, что для дубайцев снег (да еще «из самой Сибири») может стать мощным аттрактивом.

— Дубай — место спокойное и на наш уровень восприятия практически бессобытийное, еще более «спальное», чем Швейцария. Такая локация для ивентщиков заманчива?

— Ну да, в регионе с ровной жизнью любое событие воспринимается ярче. Но не сказал бы, что Дубай — это такая «спальная палата в санатории». Это довольно живое, «тусовочное» такое место. Там не тихо, там не скучно. Поэтому на один лишь «вау-автоматизм» снежной темы я не полагаюсь, теме нужна тщательная аранжировка. Хочу найти наиболее публичную площадку. У них, кстати, не так уж много туристических локаций, зато каждая раскручена максимально. И все они — с большим накалом фантазии, с такой радостной безуминкой.

— Сложна ли организационная составляющая, насколько сейчас проработана концепция?

— По мере детализации идеи я понял, что «просто снег» — это скучно. В первую очередь, для меня же самого. И подумал, что идею нужно аранжировать более научно и более масштабно. Так родилась идея гляциологического центра в Дубае — коллекции снегов, музея снегов. Гляциология — это наука о снеге и льде, дословно — «снеговедение». Привезти снег — это лишь звучит с намеком на иллюзорность. Это, мол, как радугой торговать. Во-первых, не совсем торговать — проект этот в большей степени культурный, нежели чисто коммерческий. Во-вторых, баланс иллюзорности/материальности в данном конкретном случае всецело зависит от логистики — от технологий хранения и доставки. При правильном хранении, при использовании изотермических материалов и климатической техники снег — материя с тем экспозиционным потенциалом, что и мрамор. Образно говоря, фундаментальных различий между снеговиком и «Давидом» Микеланджело меньше, чем кажется. Конечно, помимо объективно художественных — снеговик попроще будет. Я сейчас активно общаюсь с производителями изотермического оборудования, и понятно, что нерешаемых вопросов нет. Естественно, закладывается определенный процент транспортных потерь: проценты на таяние, на усадку, так сказать.

— Каков бюджет проекта и принципы инвестирования?

— 300 тысяч рублей. 300 тысяч рублей — это прям в ноль, без расчета хоть что-то заработать на этой идее, потратив уйму времени и денег на письма, переговоры, консультации, согласования. Звонки в Дубай очень дорогие. Например, получасовой разговор с вице-консулом России в Дубае, который меня консультировал, обошелся почти в 4 тысячи рублей. 140 тысяч — транспортная составляющая. Инвестиционный ресурс — и партнерское сообщество, и краудфандинг. И тот, и другой ресурс я начал прорабатывать одновременно. Письма я писал веерно и обильно — и в Дубай, и Россию. Фирмам, которые в той или иной степени могут иметь функциональную связку с темой, фирмам, у которых есть офисы в обеих странах. Разумеется, я понимал, что письма нужно писать тогда, когда концептуальная картинка уже сложилась. Ибо даже странный, даже «сюрный» проект должен иметь прописанную механику. Ответы были разные — от «Намерены рассмотреть» до «Нам неинтересно». Весь этот спектр, естественно, был мною ожидаем, потому я запустил и краудфандинг, он стартовал на платформе planeta.ru. В краудфандинге очень важен изначальный ньюс-фактор. И он сработал — новость о моем замысле разошлась быстро. Случился хайп, как говорится. Да, эмоциональная палитра была разная. И в «энгээсовском» стиле тоже: «Бездельник, на завод бы шел работать», «Лучше бы пенсионерам (детям, беременным) раздали».

— Что «лучше бы пенсионерам раздали» — деньги, снег?

— Да черт их знает! Это неподвластно анализу. Такие комментарии, по-моему, вообще пишут не задумываясь, в режиме копипаст — это жанр такой уже, сформировался на глазах. Я даже оборот «энгээсовский стиль» употребляю условно — это уже универсалия, без локальной привязки. Хейт-жанр — это уже такая отдельная, окуклившая эстетика, которая порождает саму себя, уже механически, просто ради процесса. Но и это помогло. Даже хейтеры помогали умным лентам соцсетей работать и выводили новость в топ. В результате я даже в украинской зоне интернета обильно засветился. Причем, что интересно, совершенно нейтрально

 Продакт-плейсмент будет подключаться?

— Продакт-плейсмент подразумевается, но я хочу соблюсти разумный баланс. Не хочу делать подобие «Елок» Бекмамбетова. А предложения по этой части уже были очень радикальные. Например, предложение целиком одеть меня в один логотип.

— Что за фирма?

— Деликатно обойдемся без имен, ибо организация весьма почтенная. Но тотальность их идеи меня, честно говоря, напугала. Я бы превратился в человека-логотип, наподобие мишленовского человечка-дутыша. «Любые средства хороши» — это не мой принцип. А вот засветка брендов поставщиков изотермических материалов, хладотехники и хладагентов — вот это совершенно органично. К тому же, имея опыт работы в визуальных медиа, я понимаю, как подать марочный контент не топорно, не разрушая базовую эмоцию и нарратив. Со мной поедет координатор и оператор. Дабы сделать профессиональный фильм о событии и самом Дубае.

— Идея с музеем снега — это чтобы превратить импровизационное событие в стационарный формат?

— Да. Музей снегов мира — это второй этап. Снег разных стран с сопроводительными пояснениями от специалистов по гляциологии. Горные снега, равнинные снега, скандинавские и российские. Фотоколлекция снежинок. И подать эту тему можно многогранно — и научно, и с эстетством. Снег — довольно многоликая субстанция. К слову, в процессе родилась симметризующая часть проекта, так сказать, алаверды — замысел привести в Новосибирск дубайский песок. Не просто пляжный, с Красного моря, а именно песок пустыни. Тот самый — из песни Desert Rose. И здесь, в Новосибирске, использовать это песок как составляющую арт-объекта. Арт-объект будет значимый, видный городу и на очень обозримом месте. Кстати, один из прорывов Новосибирска в гуманитарном саморазвитии — это то, что у него появились импровизационные публичные пространства — такие, как Михайловская набережная.

— Снежный вояж — это, пожалуй, самое «хайповое» явление второй половины января. Есть ли планы показать этот проект на фестивалях медиа-технологий?  — Что до хайпа, то он, пожалуй, был незапланированным. Его накал превзошел мои ожидания. Не ждал такого, честное слово. А насчет коллегиальной оценки — да, я намерен вынести этот проект на профильные PR-конкурсы в номинации «Маркетинг территорий». Коллегиальная среда уже проявила к этому интерес. Впрочем, для меня сейчас важнее, чтобы все вышло, как задумано.

— Каковы ожидания по капитализации?

— Я и не отрицаю, что намерен на этом заработать. В конце концов, я профессиональный пиарщик, генерация событий и впечатлений — это моя работа. Но это и не самоцель. Я нацелен и на творческое признание, и, судя по уже полученной медиа-рефлексии, я с этим не ошибся. И, конечно же, небанально подать наш город.

Подготовил Игорь Смольников

tkrasnova

Recent Posts

Новосибирцам напомнили следить за холестерином перед Новым годом

Врачи советуют увеличить потребление овощей, фруктов, овсянки и рыбы

13 часов ago

Жителям Новосибирска напомнили о правилах безопасности при запуске фейерверков

Каждый год из-за неправильного использования фейерверков случаются пожары, люди получают ожоги и другие травмы

15 часов ago