Производители vs сети: в чем проблема?

  • 01/09/2016, 12:15

«Посмотреть в глаза» местным поставщикам и производителям захотели не все приглашенные на круглый стол ритейлеры.

Точки доступа

 

Главной темой обсуждения круглого стола, организованного комитетом поддержки и развития малого и среднего предпринимательства мэрии Новосибирска и реготделением «ОПОРА РОССИИ», на котором рассматривались принципы работы предпринимателей города с торговыми сетями, вновь стали проблемы с доступом на полки ритейлеров. Так, директор ООО «Мэри-Лайн» (производство хлебобулочных изделий) Александр Старченко отметил, что даже если у производителя уже есть договоры с сетью на поставку одной позиции товара, для расширения ассортимента он должен заново проходить все те же инстанции.

— Мы успешно продаем лаваш в различные сети, но у нас есть договоры, которые «висят» уже 11 месяцев. Мы регулярно слышим, что «сменился менеджер», «потерялась информация» и начинаем все заново. Сейчас планируем выводить на рынок новую продукцию — макароны и с ней опять должны начинать все с нуля. В больших сетях очень тяжелая бюрократическая машина и фактически получается, что за товар голосует не конечный потребитель, а ритейлер, — констатировал он.

По словам Александра Старченко, при запуске производства у предприятия должен быть запас средств который позволит ему продержаться минимум год, до того как он сможет зайти в торговые сети.

Директор ООО «Текстиль-Трейд» Александр Красильников отметил, что вся работа между производителями и розничной сетью выстраивается на межличностном взаимодействии между менеджером по продажам производителя и категорийным менеджером сети.

— Если отношения складываются, то работа идет легко и непринужденно, если нет, то проблем не избежать. Среди основных: отсрочка платежей, задержка по оплате, ретробонусы — от 5 до 10%, — говорит Красильников. — С другой стороны, поставщик\ производитель должен понимать, что для работы с сетью он должен иметь достаточное количество оборотных средств, мощности производства и возможность торговаться. Кроме того, он должен иметь в виду, что договор с сетями очень строгий, если где-то недопоставил товар, вовремя не привез его, неправильно оформил фактуру, то получишь штраф (это можно урегулировать внутренней дисциплиной). Дополнительные расходы уходят на логистику — мелкие оптовики могут сами забрать товар, а при работе с сетями нужна доставка по магазинам или на распределительный центр.

Все это очень сложно, признает Красильников, от заявляет, если сегодня у кого-то есть желание развивать свой бизнес, то нужно ставить именно на сети, потому что это гарантированный объем, в том числе доступ на региональный и федеральный рынок. Но для этого нужно пахать.

— Можно пойти другим путем: искать дистрибьюторов, которые поставляют товар в сети. Но не все они порядочные и могут не рассчитаться, с сетями таких проблем, по крайней мере, у нас, не было, — добавил он.

Соучредитель ТД «Биосфера» Руслан Копцев рекомендовал для обеспечения взаимодействия с сетями, прежде всего, «снять» рынок, чтобы посмотреть, что на нем происходит, чего не хватает и что нужно произвести, чтобы потребитель это купил.

— Многие идут по другому пути: они сначала что-то придумывают, а потом пытаются это продать, — заявил он.

По мнению Копцева более актуальной сегодня является проблема с требованием сетей по поставке больших объемов.

— Если производителя не пустили в сеть с партией в 5 тонн, то у него никогда не будет возможности подойти к выпуску 50 тонн, — говорит предприниматель.

Руководитель проекта дирекции по закупкам и логистики ООО Компания «Холидей» Ольга Слободская отметила, что в федеральных сетях доходность ограничена площадью магазина, поэтому каждый метраж должен иметь плановый доход. По ее словам, организация, которая готовится зайти в торговые сети, должна быть готова к этому. В ее составе должны быть сетевые менеджеры, мерчендайзер, обязательно выстроена логистика. Слободская также напомнила, что между сетью и производителями, как правило, стоят профессиональные дистрибьюторы. В «Холидее» они «держат» более 70% поставок.

— Почему вы не начали производить второй лаваш, если с первым все хорошо и за которым все гоняются, а решили взяться за макароны, которые не отличаются от алтайских? Нам их везут из Казахстана с более высокой доходностью, с похожим качеством. Почему вы не спросили у категорийщика, который занимается этой продукцией: а вам еще макароны нужны? — поинтересовалась она у Александра Старченко. — Каждый месяц мы заводим около 100 новых договоров, какие-то идут «в стол», так как ядро поставщиков не меняется десятилетиями. В целом, если вы хотите попасть в сеть, проще всего прийти к дистрибьютору и он подскажет основные маркеры, которым ваша продукция должна соответствовать.

Слободская также пояснила, что в сетях сегодня многое завязано не на человеческие отношения, а на математику и технологии, аналитические отделы. Об этом она регулярно рассказывает на лекциях, которые читает в НГУЭУ и на которые пригласила участвовавших в круглом столе предпринимателей.

Управляющий торговым центром компании «Метро Кэшн Энд Керри» Максим Лучкин уверен, что компания-производитель должна самостоятельно оценивать востребованность товара на рынке и уже с данными исследования приходить к ритейлеру, доказывая, что на ее продукцию будет спрос.

— Это более правильный и системный подход, чем просто выкидывать товар в сеть и смотреть продастся он или нет. Если потребитель знает продукцию, то он будет ее покупать, если нет, то нет. Это проверялось уже многократно, — уточняет он.

Без ответа

Среди самых актуальных проблем, озвученных предпринимателями, также было отсутствие обратной связи

— На пищевке мы изобрели массу способов, как оценить интерес покупателей к новой продукции, упаковке, к примеру, опрос через соцсети, но это не от хорошей жизни, а от отсутствия обратной связи от сетей. Обычно в течение полугода мы стараемся что-то предложить ритейлерам, но все уходит в «черный ящик», нет обратной связи, почему продукт не берется. Хочется понять, каким образом принимаются решения внутри сети, чтобы производитель мог адекватнее выстраивать свои технологии и не тратить лишние деньги, — говорит Руслан Копцев.

Его поддержали коллеги. Директор по развитию ООО «Диана» (производство женской одежды) Людмила Плешакова заявила, что несколько раз обращалась в ТЦ «МЕГА» с предложением о сотрудничестве и ни разу не получила ответа.

— Последний раз мы приехали лично и подали письменное заявление. Там совещались 10 минут только по вопросу принять у нас его или нет. С июля представители ТЦ даже не удосужились отписать, что им не интересно сотрудничество. Ответа удалось добиться только кулуарно, — пояснила она.

Представитель ООО «Фермент» (ТМ «Десант здоровья») Максим Чуркин добавил, что в ряд сетей зайти просто, так как все условия входа понятны и прозрачны.

— В Москве мы без проблем зашли в «Бахетле», в Новосибирске тоже. Для сравнения, в «Сибирском гиганте» у нас договор находится на подписи уже год. Мы согласовали условия, сроки поставки, электронный документооборот. У нас нет проблем с объемом продукции и с позиционированием, но все глухо… Дайте обратную связь: «мы не будем брать потому что..», — возмутился он, обращаясь к представителям сетей.

Ольга Слободская рассказала, что в день к каждому категорийному менеджеру поступает около 100 звонков и около 50 предложений от производителей.

— У нас разработан стандартный опросник для менеджеров в такой ситуации: что продаете, цена и чем отличаетесь от аналогов. Что касается писем, составляйте их правильно и лаконично, не вкладывайте по 10 мегабайт презентаций. А еще лучше, сходите сами в магазин, перепишите свою полку, проанализируйте представленную на ней продукцию конкурентов, виды, упаковку, цвета и сделайте выводы. Тогда вам не нужно будет ждать ответа или кого то спрашивать, — рекомендовала она производителям.

Максим Лучкин также отметил, что категорийные менеджеры в «Метро Кэшн Энд Керри» сильно перегружены, но у него никогда не возникало проблем с сегментными производителями.

— Представители поставщиков\производителей могут просто зайти ко мне в кабинет и сразу получить ответ «почему нет», — добавил он

 

Помощь местным

Предприниматели также в очередной раз посетовали, что им сложно пробиться с продукцией местного производства на площадки торговых центров. Людмила Плешакова в частности отметила, что у швейного предприятия в городе работает 5 магазинов, продукция уходит в Белоруссию, Монголию, Казахстан, хорошо продается во многих городах России.

— Мы решили активнее работать в Новосибирске под брендом «Покупайте российское». На уровне небольших торговых центров и стрит-ритейла мы смогли открыться, зашли в ТЦ «Версаль». В ТЦ «Мега» наши запросы проигнорировали, в ТЦ «Галерея», где есть пустующие площади, нам сказали, «если бы вы были федеральной компанией, то мы бы вас рассмотрели, а в принципе, можете не делать ничего». Мы заключили два договора в Томске, подписали три протокола о намерениях в Красноярске и, надеюсь, что мы достаточно успешно откроемся в этих городах. Но, что нам делать, чтобы развиваться в родном городе? — поинтересовалась Плешакова.

Предприниматели — участники круглого стола заявили, обращаясь к представителям мэрии и надзорных органов, что рассчитывают на поддержку власти в этом вопросе.

— Мы платим налоги на землю и на имущество, которые относятся к местным налогам, к нам обращаются по пересмотру кадастровой стоимости и т.д., но почему нельзя применить методы экономического стимулирования к торговым центрам по доле местных производителей на полках и площадях? — поинтересовался один из предпринимателей.

Председатель Совета предпринимателей Заельцовского района Виктор Мокровицкий заявил, что он в принципе скептически относится к попыткам местных производителей увеличить долю локальной продукции на прилавках сетей.

— Я занимаюсь этим уже 10 лет и удалось сопроводить только 3-4 проекта особенно горластых и языкастых предпринимателей. Три года назад, когда мы поняли, что не можем вывести на свой рынок местное качественное масло, организовали выставку в Астане и заключили хорошие контракты. Получается, что в других странах нашей продукции на рынок выйти проще, чем дома, — констатировал он.

Максим Лучкин отметил, что у компании в регионах есть локальные закупки и она открыта любым предложениям. Доля местных производителей в сети занимает около 22%.

— Мы заинтересованы в росте этой доли, но его останавливает ряд проблем. Много наших местных поставщиков и производителей не готовы отвечать стандартам качества, которые предъявляются к данным компаниям. Многие отказываются даже проходить аудит производства. Достаточно большая часть не готова осуществлять нормальную логистику и выдерживать взятые на себя обязательства, — перечислил он.

Руководитель отдела продовольственных товаров ООО Компания «Мария – ра» Иван Иванов добавил, что поставщики не сразу могут предоставить сертификаты на свою продукцию, возникают сложности с информацией, нанесенной на этикетки — она не содержит данные, которые требуются по законодательству. Это затрудняет поставку товаров в сеть. Сейчас компания предъявляет серьезные требования к документообороту.

— Мы полностью переходим на электронный документооборот и это должны учитывать все поставщики, — добавил Иванов.

Лучкин также отметил, что в «Метро Кэшн Энд Керри» для локальных и федеральных поставщиков предусмотрены разные условия, по локальным также разработаны упрощенные формы договоров. Кроме того, сеть ежегодно проводит закупочные сессии на которые собирает местных производителей. В «Холидее» также регулярно проходят электронные торги для поставщиков, по аналогии с госзакупками. Поставщики делают ставки, а договор сеть заключает с победителем.

По словам Ольги Слободской, у сетей тоже есть неудовлетворенные потребности и решить эти вопросы могли бы помочь местные производители. Например, «Холидей» ищет партнера, который мог бы делать недорогой стиральный порошок, а также макароны под собственной торговой маркой сети. Максим Лучкин отметил, что у «Метро Кэшн Энд Керри» есть интерес к местному мясу, овощам и фруктам, а также к продукции СТМ.

Начальник департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска Александр Люлько добавил, что для обеспечения доступа на рынок местным производителям прорабатывается возможность продажи основных товаров не только в сетях, но и в рамках оперативной торговли.

Фото: Юлия Данилова

Юлия Данилова

Рубрики : Экономика

Регионы: Регион не задан

Теги : Теги не заданы


0
0

СООБЩИТЕ НОВОСТЬ

Уважаемые читатели, вы всегда можете поделиться своей проблемой, рассказать о ЧП, прислать фото и видео в редакцию.
Мы ждем ваши сообщения электронную почту: infopro54@yandex.ru

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

Мария Москаленко: Успех предприятия зависит от профессионализма сотрудников

Благодаря активному развитию технологий сельское хозяйство переживает новый виток трансформации

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.


Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы подписки на рассылку новостей в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

 
×

Поиск по автору:

×
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
×






Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы «Предложить новость» в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

×

Эксклюзивный материал

Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

×

Участие в конференции бесплатно






Формат участия:

Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×

Участие в конференции бесплатно







Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×
Наверх в Новости Новосибирска
Сайт использует файлы Cookie и сервисы сбора технических параметров сеансов посетителей. Пользуясь сайтом, вы выражаете согласие с политикой обработки персональных данных и применением данных технологий.
Принять