Белая галерея устроила первую в своей практике выставку скульптуры в Новосибирске

  • 04/11/2025, 19:00
Контент — работы Санду Бортника — наследие художника, создавшего пластическое «я» нынешнего Новосибирска

Белая галерея — весьма известное и даже культовое арт-место. Имя это галерея сделала на «плоскостных» искусствах — на живописи, графике и фотографии. Скульптура в её обойме впервые.

Впрочем, вход в тему сразу получился грациозным, а блин — не комом: первая в Белой галерее скульптурная выставка «О чём молчит Кибела» (16+), устроенная совместно с Tayirova Galery — блиц-антология Александра (Санду) Бортника.

Блиц — потому что в двух залах — не исчерпывающее собрание работ (их по России и миру огромное количество). Антология — потому что очень репрезентативно.

Даже человек, не знающий, кто такой Бортник для Новосибирска, моментально поймёт и запомнит творческое «я» этого человека, потому что эксперты из Tayirova Gallery собрали предметный ряд с прицельной точностью, а Белая галерея дала отличный экспо-дизайн — свет и диспозиция отлично раскрывают дух каждой скульптуры, каждого графического листа.

Кто такой Бортник для Новосибирска?

Вопрос вообще особый. С потенциалом на большое эссе. Но можно и кратко.

Когда уроженец Приднестровья и питомец ленинградско-петербуржской академической традиции (училище имени Серова и знаменитая «Муха», арт-вуз имени Веры Мухиной) Саша Бортник по распределению попал из Ленинграда в Новосибирск, пластическое эго «сибирской столицы» было не просто скудным, а чудовищно скудным. У городов, как известно, разная насыщенность скульптурой. Это как с лицом и фигурой — всем везёт неодинаково. Но, как правило, чем старше, столичнее и культурнее город, тем скульптуры в нём больше. Причём, скульптуры декоративной — не в память вождей, монархов и героев, а для настроения, чтоб уютно было…

Кто такой Бортник для Новосибирска?

Это как в хорошем доме с традициями — на полках и столиках обязательно будут всякие фарфорово-бронзовые штучки — пастухи и пастушки, кавалеры, балерины и арлекины.

Новосибирск же (в ту пору уж точно!) ещё не был хорошим домом, а был первым автономным адресом 15-летнего пэтэушника — пацанской комнатой в общаге. Вы их наяву и сами видели — хоть раз, да в гостях бывали. Такие берлоги юных мачо, где из всего арта — мохнатый Мэл Гибсон-МэдМакс на стене или календарь с Брюсом Ли.

«Какая, пля, арлекина-балерина?» — недоумевал пацан Новосибирск. Коллекции декоративной скульптуры у него в жилище не было вовсе. И ему не надо было. Пацаны финтифлюшки не любят. Пацаны носят чёрное. Пацаны не танцуют…

Пластический фонд города тогда состоял либо из советских памятников, либо из магазинных манекенов. А между монументами и утилитарной квази-скульптурой не было срединного фонда — декоративной городской скульптуры для садов, парков и фонтанов. Спортсмены, пионеры и олени сталинского призыва к тому времени уже рассохлись и рассыпались, а на смену им никто не явился. В Снегирях, правда, имелась очень милая летучая мама возле детской поликлиники. Но о ней знали лишь аборигены. Жители же «континентального» Новосибирска существовали на пустоши между Лениным с командой (от Бродского) и фабричными чехословацкими супер-мужчинами в первом «синаровском» салоне на «Студенческой». Между Лениным и пластмассовыми чехословаками не было никого и ничего.

Это ничто и отважился заполнять Бортник, взявший «афишным» именем нарочито нездешнее Санду. Это просто Саша по-молдавски, но, согласитесь, виноградно-солнечный блик днестровской фонетики в местном звуковом потоке выглядел как янтарь в стальной волне.

Бортник взялся разбавлять эту серо-стальную аморфность городской эстетики мрамором и солнечной бронзой, деревом и ржаной теплотой гранита

Бортник взялся разбавлять эту серо-стальную аморфность городской эстетики мрамором и солнечной бронзой, деревом и ржаной теплотой гранита. Это на его энтузиазме в город пришли фестивали каменной, деревянной и снежной скульптуры. Это он создал бюсты классиков, обозначающие на Красном проспекте его перекрёстки с «писательскими» улицами. Да, они вроде бы из разряда памятников, но их компактность и соразмерность пешеходу очень отличается от гигантизма тусовки перед НОВАТом. У Ленина со товарищи есть свой шарм и оригинальность (это вообще один из самых интересных памятников Ильичу). Но, согласитесь, величие театра они своим гигантизмом ощутимо подпортили…

Жил и азартно работал

Плоды скульптурных фестивалей Бортника были разными по качеству, но городская среда с их появлением стала заметно уютнее и одушевлённее. Потому что приезжали на эти фестивали ваятели со всего СНГ — каждый со своим почерком. А обилие и разнообразие в итоге даёт качественный прорыв. Новосибирск уже перестал напоминать мальчуганскую комнату в общаге строительного техникума и прокачался до образа комнаты университетского студента-третьекурсника. Но, увы, в 2018-м фестивали осиротели.

Плоды скульптурных фестивалей Бортника были разными по качеству, но городская среда с их появлением стала заметно уютнее и одушевлённее

Да, выставка — с двумя датами под именем. С тире между 1959 и 2018. Это самая отвратная роль тире в земной письменности. Но таков уж мир.

Как бы то ни было, успел Санду Бортник многое. Скоро, говорят, на прежнее место вернётся талисман его мастерской — милый бетонный малыш из 1950-х, похожий на героя нагибинского рассказа «Комаров». Бортник его нашел безруким и грустным где-то в сталинских дворах Новосибирска и «усыновил». При реставрации карапузу вернут руки (Бортник сам это хотел сделать, да не успел).

Почему Санду Бортник ринулся в эту безнадёжную и битву за одушевление ландшафта скульптурой и почему она ему удалась — на сей вопрос отвечает и эта выставка: в Новосибирске жил (и азартно работал!) человек, олицетворяющий столичный тип восприятия среды — петербургский, московский, общеевропейский. Но не местечковый — вот в чем счастье-то!

Стилевой диапазон Бортника удивительным образом сочетал ширь и узнаваемость. От абсолютного реализма до почти иероглифической обобщенности — и всё узнаётся моментально.

Луна, дерево, женская фигура, рыба, превращающаяся в лодку и лодка, одушевляющаяся в рыбу — его любимые мотивы. Цитатная база — от Ренессанса до греческой архаики.

Да, Греция — это не только статные боги с иллюстраций к «детгизовской» хрестоматии Куна, но и грузная протоантичность — существа из утреннего тумана бронзового века.

Оттуда — Кибела, давшая имя выставке. Мать всех богов, персонификация матриархата, абсолют женского начала. Её оригинальные изображения в бронзе, камне и глине по корявости и брутальной наивности похожи на детсадовский пластилиновый вернисаж «Вот какие наши мамы!».

Кибела, давшая имя вставке. Мать всех богов, персонификация матриархата, абсолют женского начала

Ну, так это ж и было дошкольное детство человечества. Санду Бортник понял и воспроизвёл эту суровую детскость без всякой пародийности и деликатно добавил технологического изящества наших дней. В итоге его Кибела — талисман, брендфейс выставки и хозяйка пространства. Гостей Белой галереи она встречает, видимая уже из лифтового холла, сидящая  в янтарно-серебряном чертоге из софитного света (мамы-богини греческого матриархата почти всегда сидят — они дома, они никуда не торопятся). А вокруг — её родня из бронзы, камня, дерева. Существа, в чьей плоти и Ренессанс, и шаманская архаика, и пост-модерн. Графика — карандашные листы с удивительным характером линии — как у Рубенса, как на эскизных рисунках Микеланджело. Маленькая бронзовая скульптура «Семья» — изначально мастер-макет большой скульптуры, задумывавшейся Бортником для фонтана у ГПНТБ. Да тогда что-то не срослось. Впрочем, Голливуд же велел никогда не говорить «никогда». Иногда и Голливуд дельное молвит. А тире между датами — это же просто тире.

Ранее редакция сообщала о том, что музейно-выставочный год Новосибирска обошёлся без летних каникул

Автор фото: Игорь Смольников.

0
0

СООБЩИТЕ НОВОСТЬ

Уважаемые читатели, вы всегда можете поделиться своей проблемой, рассказать о ЧП, прислать фото и видео в редакцию.
Мы ждем ваши сообщения электронную почту: infopro54@yandex.ru

Вице-председатель Новосибирского областного отделения «Опора России», директор ООО «АБВ-Строй» Евгений Мироненко

Евгений Мироненко: Новосибирская «Опора России» реагирует на все запросы фронта

С 2022 года региональное отделение организовало уже более 15 гуманитарных миссий

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.


Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы подписки на рассылку новостей в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

 
×

Поиск по автору:

×
Ноябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
×






Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы «Предложить новость» в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

×

Эксклюзивный материал

Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

×

Участие в конференции бесплатно






Формат участия:

Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×

Участие в конференции бесплатно







Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×
Наверх в Новости Новосибирска
Сайт использует файлы Cookie и сервисы сбора технических параметров сеансов посетителей. Пользуясь сайтом, вы выражаете согласие с политикой обработки персональных данных и применением данных технологий.
Принять