Музейно-выставочный год Новосибирска обошёлся без летних каникул

  • 16/10/2025, 19:00

Город и область теперь в большой десятке внутреннего туризма

В выставочном трафике Новосибирска лето-2025 не стало периодом затишья, а оказалось наполненным событиями. «Все равно все уехали на дачи и юга» — это больше не аргумент, не повод ставить индустрию впечатлений на паузу.

Да, свои, местные разъехались кто куда. Зато приехали гости — люди, для которых Новосибирск — либо нескучный стыковой пункт транзита, либо главная локация туристского лета.

Новосибирск и его область — теперь в большой десятке внутреннего туризма. Горожане этот факт ещё в полной мере не осмыслили (а многие даже и вовсе ещё не узнали). Но сам город на членство в десятке ответил вполне деятельно — его музейно-вернисажная жизнь летом-2025 была насыщенной и яркой. Способной впечатлить иногородних гостей. Не только тех, кто приехал из меньших городов Сибири за квази-столичным драйвом и куражом на гастродвориках, но и визитёров из столиц настоящих и зрелищами пресыщенных. В безнадёжную провинцию такие не едут.

Главным драйвером новосибирской непровинциальности летом 2025-го стал Новосибирский государственный художественный музей. Выставка Валентина Серова, шедшая в его стенах всё лето вплоть до 12 октября — из разряда событий, которые на федеральной арт-карте обозначают очень большими и яркими точками. «Поехать в Новосиб на Серова» — это стало трэвел-поводом для очень многих лёгких на подъём людей от Урала до Приморья. Ну, а уж по прибытии Новосибирск находил, чем ещё занять гурманов живописи, дабы они погостили подольше (и оставили больше денег нашей HORECA-индустрии).

Выставка Валентина Серова— из разряда событий, которые на федеральной арт-карте обозначают очень большими и яркими точками

Из всех выставок-антологий, посвященных Серову и проходивших за пределами столиц, новосибирская была самая насыщенная по составу экспонатов и по их зрелищной ценности. Причем, обошлось без ассортимента репродукций из «Родной речи». Не было ни портрета Мики Морозова, ни «Девочки с персиками» — ничего, что ассоциируется с ходульным представлением о Серове. Вместо усталых мемов и баз для пародий — множество «незасмотренных» картин, акварелей и этюдов — контент, дающий самое сытное, самое калорийное впечатление — понимание эволюции и творческой динамики художника.

Путь от маленького вундеркинда Вали Серова до главного визуализатора предреволюционной России на этой выставке можно было увидеть во всех нюансах и во всей красе. В матчасть выставки вложились своими сокровища музеи всей страны — от соседних сибирских до столичных. Потому и широта, и глубина темы были «на пять с плюсом». Как главный выставочный аттрактив выставка прослужила Новосибирску всё лето и самую активную часть осени. И весьма успешно делила публику с выставкой «Неизвестный Шуриц», работавшей весь август и сентябрь. Александр Шуриц, как и Николай Грицюк, олицетворяет собирательное арт-Я Новосибирска. Причем, стилей, тем и жанровых ипостасей у него было столько, что выставки можно проводить хоть по несколько раз в году. И они, представьте, не имеют печального мемориального привкуса — Шуриц в этом городе словно где-то рядом. Просто отлучился ненадолго.

По эффективной притягательности с НГХМ этим летом уверенно соревновались Краеведческий музей и арт-центр «ЦК 19».

Краеведческие музеи как формат у многих ассоциируется с памятью школьных культ-походов: память эта с глумливым хохотом тут же подкинет выкладку утвари, макеты изб, гримасы таксидермии — братву мемного Упоротого Лиса из зала «Природа нашего края», манекены в картузах и точёных молью валенках-самовалках, рушники и прочий «кулёр локаль», созерцаемый скучающей школотой.

Новосибирский краеведческий музей из этого образа-клише вырвался ракетой, радикально обновив и музейный маркетинг, и контент-политику. Причём, сделал он это и не вчера и не враз — процесс бы кропотливым и потому эффективным.

Самым впечатляющим событием всей весны и половины лета тут стала выставка «Сокровища гробницы Тутанхамона», длившаяся с 20 марта по 6 июля.

В 1922-м году египтолог Говард Картер обнаружил почти нетронутую временем и расхитителями могил гробницу юного фараона. Культурологическое эхо этой находки было мощным и многозвучным. Изысканная яркость артефактов отозвалась в миллионерской эстетике ар-деко, а личность мальчика-царя заворожила и историков, и авторов бульварной беллетристики, и Голливуд, и русский рок. Всех.

Самым впечатляющим событием всей весны и половины лета стала выставка «Сокровища гробницы Тутанхамона»

Египетский принц Тутанхамон прожил детство миловидным, но одиноким ребёнком, а трон (и мир живых заодно) покинул практически на излёте отрочества. И явно не по прихоти стервы-природы, а с «комбинированными травмами летального и нелетального характера».

Счастливым монархом красивый мальчик Тутанхамон не стал, да и самой взрослой жизни отведал на два пряничных укуса.

Дети, по вздорной прихоти Судьбы, оказавшиеся на троне, вообще в 97 случаев из 100 живут и царствуют очень недолго. Тутанхамон от прочих подобных горемык не отличался. Зато его предметный мир обеспечил вдохновением художников, кинематографистов и дизайнеров ещё на несколько веков* вперёд (*конечно, если человечество не совершит в ближайшее время ядерное сэппуку или не устроит себе технологичный Рагнорёк).

Содержимое гробницы Тутанхамона сейчас безотлучно хранится в Национальном музее Каира, а по миру путешествуют точные копии — сделанные в той же технике и из тех же материалов, что и оригиналы.

Поскольку копии более сохранны и свежи, по ним можно оценить не только художественный уровень каждой вещи, но и её эмоциональный контекст.

Юные готы из 7-го класса будут разочарованы: оказывается, египтяне вовсе не были «племянниками смерти». Как все южане, древние египтяне были жизнерадостным и весёлым народом. К смерти они относились всерьёз, но без фатализма. Дескать, и живём от души, и помрём продумано.

Поговорку «В гробу карманов нет» древние египтяне не поняли бы и не оценили

Некоторые из артефактов эту двойственность египетского мышления отлично передают. Поговорку «В гробу карманов нет» древние египтяне не поняли бы и не оценили. Их покойники отправлялись в иной мир с огромным багажом — практически со всем своим предметным миром, взятым из этой жизни в ту. Впрочем, некоторые вещи делались именно для Той Стороны — чтобы прибывший был правильно понят и оценен богами.

Патетика некоторых таких вещиц сейчас забавна и умилительна. Вот на золочёной плакетке Тутанхамон в виде статного котика-сфинкса топчет лапками своих врагов. Да, он царь. И у него лапки.

«Да постигнет тебя, нечестивец, карающий царский тыгыдык!» — как бы говорит плакетка.

А вот сандалии фараона. Фасоном похожие на сланцы, но к ношению непригодные — ибо сделаны они из золота и драгоценной древесины. На подошвах — не очень почтительные изображения тутанхамоновых врагов. Мол, наш наследник Тутти вас сандаликами топтал!

Сандалии фараона. Фасоном похожие на сланцы, но к ношению непригодные — ибо сделаны они из золота и драгоценной древесины

Словом, выставка-то на самом деле дала довольно яркое представление…о египетском жизнелюбии. Ну да, Жизнь и Смерть там состояли в причудливых отношениях. У них всё сложно было.

Параллельно с египетской в НКМ шла выставка «Поэт и царь», посвященная отношениям А.С. Пушкина с идеей монархии. Они были не менее сложными, чем у египтян со смертушкой — от озорного тираноборчества в юности до убежденной апологетики монархизма в пору 30-летия.

К слову, именем выставки стало название советского кинофильма 1920-х. Фильм «Поэт и царь» объяснял смерть Пушкина как последствия любовного треугольника «Пушкин — Наталья Гончарова — Николай Первый». Мол, влюбился тиран в красавицу и коварно сгубил поэта-соперника ручонками нелепого французика.

По замыслу создателей фильм должен был убийственно обличать проклятое самодержавие (в 1920-х монархию ненавидели особенно пылко — настолько, что мальчикам по имени Коля тяжело жилось в детсадах и школах). Но толи глобус оказался не того калибра, толи сова не эластичная — во всяком случае, кринж от обличительного сюжетного бреда был таков, что восстали учёные-пушкиноведы. Скандалище был не меньше, чем с «Матильдой» от режиссёра Учителя. В итоге «Поэта и царя» смущенно похоронили в недрах Госфильмофонда и лет семьдесят старались не вспоминать. Остался в обиходе он мемным словосочетанием. И стал именем выставки, собранной из реликвий Всероссийского музея А.С. Пушкина и музея-заповедника «Царское село».

У этой выставки было множество предметных слоев

У этой выставки было множество предметных слоев.

Во-первых, чарующая панорама лицейских лет Саши Пушкина. Да, в максимальной близости к царям (село-то Царское!). Но в круговерти реально счастливого отрочества. Не у каждого ребёнка школьные годы случаются такими яркими (был ещё один мальчик в Англии, со шрамом на лбу и миопией, но это неточно).

Во-вторых, экспонатами стали материалы, служившие Пушкину при литературной работе над образами Бориса Годунова, Петра I и Екатерины II. Выставка была насыщена очень разнообразными объектами — от дурашливых мальчишеских карикатур в тетрадках до итальянских скульптур из царскосельского парка. Например, были там мраморные бюсты из парковой серии «Двенадцать месяцев». Итальянская трактовка, к слову, отличается от сказки Маршака в сторону более драматичного контраста. Весенне-летние месяцы — милые маленькие мальчики и юноши, зимние — диковатого вида дядьки в косматых мехах, этакие галлы, вандалы и гунны. Ну, это такая коллективная итальянская травма, зудящая со времён паления Римской империи. У них там своя атмосфера.

Пушкин по итогу просмотра предстаёт творцом, черпавшим топливо для своего дара буквально из окрестного пространства

Как бы то ни было, повествовательный драйв выставки был высок и плотен — Пушкин по итогу просмотра предстаёт творцом, черпавшим топливо для своего дара буквально из окрестного пространства. Выставка «Поэт и царь» странствующая — для нескольких крупных городов. И если в ближайший год-другой она вновь заглянет в Новосибирск, внести её посещение в ежедневник точно стоит.

Выставочные залы — не соперники, а счастливые соратники больших музеев. У нас в Новосибирске между ними нет того антагонизма, какой типичен для художественной жизни федеральных столиц. Арт-центр «Красный» и «ЦК19» в выставочный трафик вписались паритетно, да ещё и без всяких скидок на миниатюрность. Маленькие да удаленькие — это как раз про них.

В ЦК19 большую часть лета гостила выставка «Ура, карикатуре!» — экспозиция, посвященная феномену новосибирской медиа-графики 1970-90-х.

В ЦК19 большую часть лета гостила выставка «Ура, карикатуре!»

Оранжереей, где расцвело это диво, были журнал «Эко», еженедельники «Молодость Сибири» и «Новая Сибирь». В кругах российских гурманов-визуалистов новосибирская карикатура и ироничный новосибирский плакат были ярким собирательным брендом.

В числе родовых черт этой графики были упругое остроумие сюжетной идеи и техническое совершенство

В числе родовых черт этой графики были упругое остроумие сюжетной идеи и техническое совершенство. Такое отточенное, что многие из этих рисунков могут украшать стены жилищ и кабинетов.

Впрочем, эта эпоха остроумия и перфекционизма длилась ровно столько, сколько в Новосибирске жила бумажная пресса для чтения. А нынешние карикатуры для сайтов и пабликов по художественному уровню и плотности смысла — как тот пломбир на растительных сливках. Ведь экран смартфона или планщета не требует от рисовальщика совершенства образов, а сюжету и идее дозволено побыть и глупенькими. Если что, твой позор, карикатурист, уже завтра никто и не вспомнит — страница обновится!

А ещё «ЦК 19» по-братски поделили меж собой две выставки одного и того же художника — Виктора Бухарова. В арт-ландшафте Новосибирска и России он примечателен негласным статусом «священного монстра». Можно сказать, он последний из практикующих живописцев «сурового стиля». Другие его исповедники — вроде Юрия Ракши и Виктора Попкова — давно уже мёртвые классики (неожиданное словесное соседство для понятия «суровый стиль», но так уж история порешила). А Виктор Бухаров жив-здоров, до сих пор лёгок кистью и невыносимо тяжек нравом. Нрав у него по невыносимости на уровне 13-летнего педагогически запущенного подростка (по паспорту ему 81 годик). Но такова уж органика личности, плата за пассионарность. Как говорится, некоторых любят не только за достоинства, но и вопреки недостаткам.

В арт-ландшафте Новосибирска и России Бухаров примечателен негласным статусом «священного монстра»

Кстати, если вам нравится песня Виктора Цоя про алюминиевые огурцы на брезентовом поле, то и живопись Виктора Бухарова вам «зайдёт» — это такой эстетский, жёсткий, немного абстрагированный и энтропийный «индастриал».

В 1960-70-х Бухаров рисовал разные «города-кузницы», но делал это не в репортёрско-глянцевой манере соцреализма, а в технократическом восторге от самой индустрии, от суровой красоты бетонов и дымов. Тогда ему пеняли, что на картинах нет «людей труда». Или они возмутительно невнятно нарисованы. Бухаров советчиков посылал (см. пометку про характер).

Бухаров рисовал разные «города-кузницы», но делал это не в репортёрско-глянцевой манере соцреализма, а в технократическом восторге от самой индустрии, от суровой красоты бетонов и дымов

В «Красном» он был представлен именно в такой, «цоевской» ипостаси. А вот в «ЦК 19» — как певец городов Золотого Кольца. Созерцатель ситцевой московской пестроты, суздальской древней утонченности, ярославского купольного золота в синеве. В обоих выставочных центрах, как ни удивительно, показывал свои миры один и тот же художник. Миры эти просторны, обильно населены и не оставляют в равнодушии.

Миры эти просторны, обильно населены и не оставляют в равнодушии. 

В общем, итоги выставочного лета изобильны как кубанский урожай и разнообразны. И лето-2025 без всякого смущения передало эстафету выставочной осени. Впрочем, про осень — это из разряда «to be continued»

Ранее редакция сообщала о том, что туристы заплатили в бюджет Новосибирска 43 млн рублей. 

Фото выставки Валентина Серова — НГХМ, прочие фото — Игоря Смольникова.

Вице-председатель Новосибирского областного отделения «Опора России», директор ООО «АБВ-Строй» Евгений Мироненко

Евгений Мироненко: Новосибирская «Опора России» реагирует на все запросы фронта

С 2022 года региональное отделение организовало уже более 15 гуманитарных миссий

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.


Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы подписки на рассылку новостей в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

 
×

Поиск по автору:

×
Ноябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
×






Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы «Предложить новость» в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

×

Эксклюзивный материал

Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

×

Участие в конференции бесплатно






Формат участия:

Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×

Участие в конференции бесплатно







Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×
Наверх в Новости Новосибирска
Сайт использует файлы Cookie и сервисы сбора технических параметров сеансов посетителей. Пользуясь сайтом, вы выражаете согласие с политикой обработки персональных данных и применением данных технологий.
Принять