Емкость рынка «умного ЖКХ» в Новосибирске — около 170 млн рублей ежегодно

Дата:

Цифровые технологии позволяют не только повысить комфорт жизни и работы конечных пользователей, но и получить инструменты экономии и оптимизации ресурсов.

Выбор растет

Как отметили опрошенные Infopro54 эксперты, рынок «умного дома» (или «цифрового дома») сегодня можно разделить на два крупных сегмента.

Первый — это потребительские «коробочные» продукты, которые достаточно подключить к сети электропитания и самостоятельно настроить с помощью своего смартфона.

— В салонах «МегаФон» подобные решения представлены «умными» розетками, лампами, датчиками открытых окон, дверей, протечки воды, датчиками качества воздуха, — перечисляет директор Сибирского филиала компании «МегаФон» Галия Сайфутдинова. — Помимо таких традиционных производителей гаджетов «умного дома», как Xiaomi и TP-Link, в нашем ассортименте появились «умные» колонки с голосовым помощником производства Яндекс и Mail.ru.

Второе направление рынка «цифрового дома» более емкое — это «умное ЖКХ». В данном сегменте, например, «МегаФон» предлагает продукты, предназначенные для автоматизации работы приборов учета как внутри отдельной квартиры, так и всего многоквартирного дома.

— «Умные» датчики в автоматическом режиме передают показания о потреблении электроэнергии, воды или тепла по сети мобильной связи. В результате сбытовые компании в режиме онлайн могут видеть текущее потребление ресурсов, обнаруживать факты противоправного подключения к электросетям, выставлять счета на оплату и планировать дальнейшее распределение своих мощностей. Самим жильцам при этом больше не нужно записывать и сообщать показания счетчиков, — рассказывает Галия Сайфутдинова.

Для работы «умных» счетчиков и других устройств интернета вещей «МегаФон» построил отдельную сеть стандарта NB-IoT. Данная технология отличается высокой проникающей способностью, так как сигнал от базовых станций хорошо проходит даже сквозь бетонные стены и проникает в подвальные помещения. От одной стандартной батарейки датчики NB-IoT могут работать до 8 лет. Кроме того, у «МегаФон» есть специальный сервис «Цифровая управляющая компания» с мобильным приложением для жильцов, которое позволяет все процессы управления многоквартирным домом, включая собрания жильцов, осуществлять в онлайн-режиме.

«Умный дом» от «Ростелекома» — это облачная система управляемых с помощью мобильных устройств датчиков и устройств, которая автоматически распознает изменение обстановки, реагирует на все нештатные ситуации. В компании поясняют, что в сервисы «Умного дома», в зависимости от комплекта, входят датчики открытия, движения, протечки и дыма, контроллеры, умные лампочки и розетки. Кроме того, можно подключить внешние и внутренние камеры видеонаблюдения. Приборы можно протестировать и выбрать оптимальный комплект для подключения из трех имеющихся: «Базовый», «Управление» и «Расширенный».

Абонентам комплектов «умный дом» поступают уведомления (SMS, push, e-mail) на мобильный телефон, и в онлайн-режиме они видят причины поступившего сообщения. С видеонаблюдением удобно присматривать за детьми, пожилыми родственниками, домашними животными в свое отсутствие. Можно удаленно контролировать ремонт в квартире. Внешние видеокамеры не боятся дождя и снега, следят за домом, подъездом и парковкой. Видеофайлы хранятся удаленно в облаке оператора и надежно защищены от хакерских и вирусных атак.

— Наша система «умный дом» позволяет сделать жизнь спокойней и удобней, потому что в том числе берет на себя часть забот по управлению бытовой техникой и позволяет создавать индивидуальные сценарии работы. Например, любой прибор — электрический чайник, утюг, вентилятор, настольную лампу и многое другое — можно подключить в сеть через управляемые умные розетки. Так, не выключенная вами техника отключится автоматически, а чайник или обогреватель запустятся по таймеру, — рассказывает Юрий Куприянов, директор Новосибирского филиала ПАО «Ростелеком». — Не менее понятны в использовании датчики открытия и движения. Первый посылает сигнал на сотовый телефон, в котором установлено мобильное приложение, о несанкционированном проникновении. Второй реагирует на перемещение внутри квартиры. Датчик протечки оперативно сигнализирует хозяину жилья о возможном подтоплении, что помогает обнаружить протечку на ранней стадии и избежать проблем с соседями. Также в квартире можно установить внутреннюю камеру с фиксацией звука и движения, предназначенную за наблюдением внутри помещения, и внешнюю, направленную на окна или лоджию. Услуга видеонаблюдения особенно популярна у семей с маленькими детьми, потому что позволяет контролировать местоположение ребенка.

МТС продвигает на рынок комплексную систему МТС VDome — единую облачную платформу по управлению жилыми комплексами. Директор по маркетингу компании МТС в Новосибирской области Сергей Лукин поясняет, что ее внедрение позволяет упростить сервисное обслуживание многоквартирного дома или коттеджей, обеспечивает функционал для работы с охранно-пожарными и инженерными системами, системой контроля удаленного доступа, парковками. А также автоматизирует оплату коммунальных услуг и делает коммуникации между жителями и администрацией УК более эффективными.

— Цифровое решение МТС для «умного дома» представляет собой общую систему администрирования жилого дома или комплекса и мобильное приложение для жителей. Так, жители могут получать свежие новости и регулярные отчеты о событиях в доме или жилом комплексе, коттеджном поселке, оплачивать счета и отправлять через приложение показания счетчиков. Также предусмотрена возможность внедрения системы интеллектуального видеонаблюдения и автоматическая передача показаний счетчиков с помощью технологии интернета вещей, — перечисляет Лукин. — Благодаря сервису VDome жители получают более прозрачную систему предоставления и оплаты коммунальных услуг, а главное — сокращение дистанции между жителями и администрацией ЖЭУ или УК, налаживание обратной связи делает жизнь еще более удобной и безопасной.

«ЭР-Телеком Холдинг» также уже вывел на рынок широкий спектр различных услуг и сервисов в этом направлении. В предложение компании входят как поквартирные системы — «умный дом» (включающий в себя решения на основе интернета вещей: «умные» счетчики для учета энергоресурсов, датчики движения, открытия/закрытия, протечки, «умные» колонки и другие), так и решения для целых домов и жилых кварталов — «умный жилой комплекс» («умный домофон», «безопасный двор», основанные на технологии видеоаналитики).

— Все системы и сервисы объединены в одно информационное поле, позволяющее жителям квартир и сотрудникам УК не только управлять всеми системами в «одном окне», но и взаимодействовать друг с другом. Так, например, жильцы смогут в одном мобильном приложении просматривать показания своих счетчиков, открывать дверь домофона и здесь же получать новости от управляющей компании и даже проходить общедомовые собрания собственников в режиме онлайн, что в текущих условиях считаем очень важным, — подчеркивает менеджер продукта Smart City АО «ЭР-Телеком Холдинг» Булат Зайдуллин.

Директор макрорегиона Западная Сибирь компании ТТК Олег Низомиддинов уверен, что понятие «цифровой дом» уже стало более широким, чем просто «цифровая квартира». К примеру, это может быть любое оборудованное здание, где ведется видеонаблюдение, установлены датчики сканирования различных данных.

— Недавно компания «ТрансТелеКом» установила интегрированные посты автоматизированного приема и диагностики подвижного состава (ППСС) на сортировочных станциях Западно-Сибирской железной дороги, — рассказывает собеседник Infopro54. — На постах контролируется техническое состояние узлов подвижного состава, ведется мониторинг габаритов, веса вагона, считывается информация с видеокамер, ультразвуковых и инфракрасных датчиков, RFID-метки, а также используется оборудование интернета вещей по беспроводной технологии LPWAN с низким энергопотреблением.

Тренды-2020

Участники рынка отмечают, что в 2020 году спрос на продукты «умного дома» растет впечатляющими темпами. По оценкам Галии Сайфутдиновой, как в штучном, так и в денежном выражении по итогам первой половины 2020 года продажи устройств «умного дома» в розничной сети «МегаФон» на территории Сибири выросли более чем на 150%. При этом средняя стоимость одного проданного устройства, по сравнению с прошлым годом, снизилась с 2370 до 1960 рублей. Сергей Лукин также считает, что сегодня горожан все больше интересует не только качество строительства и доступность инфраструктуры, но и наличие в домах счетчиков с возможностью дистанционной передачи показаний, видеонаблюдение на территории, «умные» парковки со шлагбаумом, пропускающие только жителей конкретного дома или подъезда, и другие элементы «умного дома».

По словам Булата Зайдуллина, наиболее активно компания сейчас реализует в Новосибирске проект «умный домофон». На сегодняшний день в городе установлены около 3500 таких устройств, и их количество увеличивается с каждым днем.

— В целом, из городов Сибири сейчас поступают множественные запросы на реализацию «умных систем», как на жилых объектах, так и на коммерческих и промышленных объектах, — поясняет эксперт.

Всего компания установила уже более 10000 «умных домофонов» в крупных российских городах — Санкт-Петербурге, Перми, Туле, Новосибирске, Челябинске и других.

— Круглосуточный видеопоток с камер домофонов используется правоохранительными органами в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий и дальнейшего предупреждения правонарушений. По предварительным оценкам, снижение уровня преступности на территории с установленными устройствами мониторинга может достигать до 40%, повышение раскрываемости преступлений — до 50%, — рассказывает Булат Зайдуллин.

На втором месте по популярности в компании решения, позволяющие «оцифровать» инфраструктуру здания жилых домов. Система, объединяющая решения по учету энергоресурсов в общедомовом учете и технологии, передающие данные по процессам жизнедеятельности объектов — датчики открытия/закрытия для чердаков и подвалов, датчики движения для освещения, протечки и прочие. Завершают список поквартирные решения, делающие жизнь конечного пользователя проще и удобнее, — «умные» розетки, датчики включения и выключения света, «умные» счетчики.

В Ростелекоме наиболее востребованным сервисом называют видеонаблюдение.

— Именно эта услуга позволяет людям чувствовать себя защищенными, — поясняет Куприянов. — Кроме того, традиционно всплеск интереса к сервисам «умного дома» наблюдается в начале лета, когда горожане уезжают на дачу и хотят быть спокойными за сохранность своего имущества и квартиры. Также много заявок на подключение услуги поступает в сентябре, когда начинается учебный год. Родителям удобно следить за тем, как ведут себя их дети после школы: как учатся, кто приходит к ним в гости, сколько времени они тратят на игры и домашние задания.

Сергей Лукин также отмечает, что наиболее востребованными в компании становятся сервисы, связанные с безопасностью. По его мнению, особенно остро это проявилось в период пандемии, когда жильцы стали проводить дома гораздо больше времени, практически не покидая его, и, как следствие, возросли продажи «умных» устройств и связанных с ними сервисов (домофонов с видеонаблюдением и приложением для смартфона, например). Участники рынка добавляют, что во время самоизоляции у потребителей ощутимо вырос интерес к продуктам, позволяющим проводить собрания, прием клиентов онлайн, осуществлять дистанционный сбор данных со счетчиков и т.д.

— Я бы не назвал спрос на цифровые продукты и решения «всплеском». Скорее, это адаптация под условия пандемии, развивающиеся технологии и стремление не отставать от технического прогресса. Тем более что эти современные возможности позволяют не только повысить комфорт жизни и работы конечных пользователей, но и получить инструменты экономии и оптимизации ресурсов владельцев объектов/строений, — комментирует Булат Зайдуллин.

При этом он констатирует, что основной сложностью при продвижении сервисов для «цифрового дома» становится необходимость смены менталитета.

— Не все застройщики, управляющие компании рассматривают высокотехнологичные решения как инструмент для повышения качества жизни. Поэтому данное направление находится еще на своем начальном этапе. Однако нельзя не отметить постепенную адаптацию к новым сервисам и возможностям, в том числе определенную роль оказала пандемия, когда ситуация продиктовала свои требования, — говорит собеседник Infopro54.

На перспективу

Олег Низомиддинов самыми перспективными в плане дальнейшего развития сегмента «умный дом» называет сервисы, использующие биометрические данные человека — отпечаток большого пальца и радужку глаза.

— Такие данные не просто могут давать доступ к ресурсам и контенту, с их помощью можно анализировать запросы человека и формировать персональное предложение. Человек начинает больше доверять алгоритмам, это позволяет сэкономить время и выделить его для чего-то другого, — поясняет эксперт. — Кроме этого, среди перспективных направлений развития — виртуальная и дополненная реальности, кибертурниры.

«Ой, умное все стало»

Юрий Куприянов считает интересной и перспективной возможность «умного дома» настраивать комфорт внутри помещения под себя.

— Например, можно создавать сценарии освещения и температуры под свои привычки или настраивать работу приборов освещения в зависимости от присутствия в доме. Немаловажно, что это не только удобно, но и позволит экономить на электричестве, если свет выключается каждый раз, когда в комнате никого нет, — перечисляет он.

Булат Зайдуллин уверен, что перспективы дальнейшего развития «умных» решений для дома связаны с объединением отдельных сервисов, элементов, чтобы все они взаимодействовали как единое целое.

— Именно такой формат позволяет достичь максимального эффекта — как экономического, так и социального. Так, например, данные по перерасходу тепла в многоквартирном доме дают возможность только идентифицировать проблему, а датчики открытия на окнах и дверях позволят определить источник потери и решить вопрос, — поясняет он. — В нашем понимании «умный дом» — система, состоящая из группы взаимосвязанных элементов и наборов услуг, которые не просто объединены в одно информационное поле, но и тесно связаны и влияют друг на друга. В результате «умные» решения должны объединить не только отдельные дома или ЖК, но целые районы и города, образуя единую систему комфортной городской среды для его жителей.

«Умный город» — город, безопасный и комфортный для жителей

По оценкам Галии Сайфутдиновой, огромный толчок дальнейшему развитию «умного ЖКХ» дадут уже вступившие в действие поправки в федеральный закон «Об электроэнергетике». Она напоминает, что с 1 июля 2020 года все новые частные и многоквартирные дома должны оснащаться именно «умными» приборами учета электроэнергии. Старые счетчики в уже построенных домах по мере приближения окончания срока эксплуатации также будут заменяться на новые. При этом обязанность по приобретению и установке «умного» счетчика переносится с жильцов квартир на сбытовые компании.

— Например, по итогам 2019 года в Новосибирске были построены 17674 новых квартиры. Если в 2020-2021 годах темпы вводы жилья будут сопоставимы, то при условной стоимости одного «умного» электросчетчика в 10 тысяч рублей мы можем оценить емкость рынка «умного ЖКХ» в Новосибирске примерно в 170 млн рублей ежегодно, — резюмирует она.

Эксперты «Ситилинк» регистрируют рост интереса к товарам категории «Умный дом»

Напомним, о своих планах по развитию проектов, связанных с «умным домом», «умной улицей», «умным кварталом» заявляют все больше компаний. Многие из них готовы инвестировать собственные средства в реализацию. Только за последний год к руководству Новосибирска и области с такими предложениями выходили ПАО «АФК-Система», Ассоциация «Национальная платформа промышленной автоматизации» и т.д.

Базовое фото редакции

Фото экспертов предоставлены пресс-службами компаний

Владимир Владимиров: В любой сфере на каждых сто довольных клиентов всегда будет один недовольный

«Более 50% людей приходят в компанию не из-за рекламы, а по рекомендации тех, кому мы уже помогли»

0
0

«РоссПак» трансформирует одноразовую упаковку

В стремительно развивающейся сфере упаковочных решений, где жесткие требования диктуются трендами на экологичность и многофункциональность, только те компании, которые вкладывают средства в инновации, могут не только сохранять, но и расширять свое рыночное присутствие.

Фабрика упаковки «РоссПак» в 2025 году наглядно продемонстрировала справедливость этого утверждения, совершив значительный рывок в своем развитии и укрепив статус одного из лидеров на российском рынке.

Читать полностью

Без лицензии — заказ раз в час: новосибирский эксперт рассказал, почему таксисты стремятся легализоваться

В 2025 году в Новосибирской области существенно ускорили предоставление государственной услуги по выдаче разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Средний срок рассмотрения заявлений сократился в четыре раза — с 20 до 5 дней, при этом количество обращений выросло на 68% по сравнению с 2024 годом.

По словам заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Евгения Тюрина, к декабрю 2025 года в ГКУ НСО «Организатор перевозок» поступило свыше 34 тысяч заявок. Рост интереса к легализации деятельности привел к активному пополнению региональных реестров: количество зарегистрированных перевозчиков увеличилось почти в пять раз, легковых такси — почти вдвое, а служб заказа — на 66%.

Читать полностью

Ключевые назначения в бизнес-секторе Новосибирской области в 2025 году

2025 год стал для Новосибирской области периодом масштабной кадровой перетряски. Во всех ключевых сферах — от промышленности и ЖКХ до культуры и спорта — происходила смена элит, иногда вызванная стратегическими перезапусками. Одни игроки усилили свои позиции за счет привлечения «тяжелых» управленцев, другие оказались в глубоком кризисе, требующем смены собственника или руководства.

В конце января прошла ротация топ-менеджеров в топливном дивизионе «Росатома», включая одно из ключевых предприятий атомной отрасли — Новосибирский завод химконцентратов (ПАО «НЗХК»). С 29 января 2025 года Алексей Жиганин, ранее возглавлявший НЗХК, назначен генеральным директором другого предприятия по фабрикации ядерного топлива — Машиностроительного завода в городе Электросталь Московской области (АО «МСЗ»). Его преемником на должности генерального директора новосибирского завода стал Вячеслав Гохвайс. До этого он был руководителем ООО «НЗХК-Инструмент» (дочернее предприятие ПАО «НЗХК»).

Читать полностью

Самые дорогие сделки с жилой недвижимостью в Новосибирске назвали в Росреестре

Самая дорогая сделка с жилой недвижимостью в Новосибирске в 2025 году была заключена в Заельцовском районе. Квартира была продана за 98 миллионов.

В этом же районе зарегистрирована продажа самого крупного объекта площадью 721 кв метр — за 27 млн рублей. Об этом на пресс-конференции сообщила руководитель управления Росреестра по Новосибирской области Светлана Рягузова.

Читать полностью

Дом-памятник академика Лаврентьева в Академгородке отреставрируют за 30 миллионов рублей

Министерство культуры РФ объявило конкурс на реставрацию дома-памятника академика Михаила Лаврентьева в новосибирском Академгородке. Начальная цена контракта на выполнение работ, как следует из документации на сайте госзакупок, составляет 30 миллионов рублей. Аукцион по выбору подрядчика пройдет 20 января 2026 года.

По условиям конкурса, подрядная организация должна будет полностью восстановить кровлю, фасад и чердачное пространство исторического здания. Внутренние работы включают приведение в порядок интерьеров и знаменитой террасы-грота. Также предстоит монтаж нового электрооборудования и архитектурно-художественной подсветки. Срок завершения всех работ — 30 сентября 2027 года.

Читать полностью

Первую канатную дорогу в Новосибирске построят в рамках концессии

Компания АО «Урбантех Канатные дороги» на инвестсовет мэрии Новосибирска представила концепцию пассажирской канатной дороги от станции метро «Спортивная» до жилого комплекса «Европейский берег». Протяжённость трассы составит 2,8 км, пропускная способность — как минимум 1 000 пассажиров в час в одном направлении, время в пути — около 9 минут.

— Канатная дорога может быть интегрирована с метро по принципу «сухой ноги», то есть с возможностью пересадки пассажиров без выхода на улицу, — сообщили в мэрии.

Читать полностью

Владимир Владимиров: В любой сфере на каждых сто довольных клиентов всегда будет один недовольный

«Более 50% людей приходят в компанию не из-за рекламы, а по рекомендации тех, кому мы уже помогли»

Прямым текстом

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.


Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы подписки на рассылку новостей в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

 
×
Поиск по автору:
×
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
×





    Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы «Предложить новость» в соответствии с Политикой конфиденциальности
    Я согласен (согласна)


    ×

    Эксклюзивный материал

    Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией infopro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

    ×

      Участие в конференции бесплатно






      Формат участия:


      Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

      ×

        Участие в конференции бесплатно







        [recaptcha size:compact]
        Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

        ×
        На нашем сайте используются файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, Вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с условиями их использования
        Понятно
        Политика конфиденциальности