Доля дистанционных банковских услуг за время пандемии существенно возросла. К примеру, в банке УРАЛСИБ сервисами ДБО сейчас пользуются более 50% розничных клиентов, и клиентский интерес к ДБО продолжает увеличиваться. Сегодня количество подключений дистанционных сервисов — почти вдвое превышает результаты 1 квартала 2020 года. В банке «Открытие» в январе 2020 года проникновение ДБО было 56,44%, а в августе — уже 65,85%, что находится на уровне среднерыночных значений.
— В рамках стратегии развития региональной сети и цифровой трансформации банк сознательно переводит обслуживание юридических лиц в дистанционные каналы: через интернет- и мобильный банк, с использованием удаленной идентификации и биометрии, чат-ботов и цифровой платформы для бизнеса. Это будет способствовать повышению качества и удобства обслуживания клиентов, не требуя от них физического посещения офисов, — поясняет пресс-секретарь банка «Открытие» в СФО Лариса Кузнецова.
Она уверена, что со временем клиенты будут стремиться совершать все максимально возможные операции в диджитал-каналах.
— К примеру, уже сейчас больше 90% платежей совершаются клиентами «Открытия» через интернет- и мобильное приложения банка. В будущем банки на основе данных о клиенте будут выстраивать свои цифровые экосистемы вокруг потребностей клиента и предлагать ему необходимые сервисы и услуги, а главное — не обязательно банковские, — считает собеседник Infopro54.
Директор Сибирско-Уральского макрорегиона Райффайзенбанка Эльвира Емец соглашается, что росту популярности онлайн-каналов при взаимодействии клиентов и банков поспособствовал режим самоизоляции.
— По данным нашего исследования, в июне и сентябре клиенты российских банков в 70% случаев выбирали дистанционный способ оформить новый продукт, в марте так поступали только 55% опрошенных, — приводит данные исследования банка госпожа Емец.
Руководитель Абсолют Банка в Новосибирске Александр Ким подчеркивает: тренд на рост доли операций и сервисов в онлайне — не новый. Он напоминает, что лидеры банковского рынка сделали ставку на цифровизацию своих сервисов и продуктов еще несколько лет назад. Так, Абсолют Банк еще в 2018 году начал реализацию бизнес-стратегии «технологическое лидерство в партнерстве».
— Период самоизоляции стал лишь своеобразным катализатором для дистанционного обслуживания. Также в онлайн ушли сервисы, которые без влияния коронакризиса стали бы дистанционными позже, — констатирует эксперт.
По наблюдению руководителя службы информационной безопасности Банка «Левобережный» (ПАО) Сергея Федотова, одним из наиболее востребованных направлений в банковских услугах сегодня является единая биометрическая система (ЕБС).
— Во время пандемии значительно увечилось число клиентов, желающих зарегистрировать свои данные в ЕБС. Связано это с развитием цифрового направления банковского сектора, — уверен Федотов. — Клиенты, сдавшие свои биометрические образцы, могут получить множество цифровых услуг, не выходя из дома. Не менее важным для граждан является уверенность в защищенности всех цифровых операций. Биометрия на сегодня является наиболее действенным инструментом защиты от мошенничества при идентификации гражданина.
Заместитель территориального директора по розничному бизнесу ПАО «БАНК УРАЛСИБ» в Новосибирск Никита Фишер с начала второго квартала наблюдает значительный рост онлайн-заявок на кредиты наличными. Также клиенты банка все чаще прибегают к онлайн-заказу дебетовых карт с доставкой на дом с курьером или получением в отделении банка.
— Во втором квартале 86% накопительных счетов клиенты Райффайзенбанка открывали через удаленные каналы. Более 90% заявок на ипотеку мы принимаем онлайн. В начале года этот показатель составлял 65%. А в июне 76% всех клиентов Райффайзенбанка получили кредит полностью дистанционно. Значительно выросла популярность мобильного и интернет-банка. При этом наиболее популярной операцией в онлайн-банке остаются переводы с карты на карту: в июне 2020 года их выполняли на 50% чаще, чем год назад. Переводы с использованием Системы Быстрых Платежей продемонстрировали трехзначный рост год к году, — констатирует Эльвира Емец.
В банк «Открытие» самыми востребованными дистанционными услугами во время пандемии оказались платежи и переводы, далее — погашение кредитов, а также открытие и пополнение накопительных счетов и вкладов. Растет интерес к подаче кредитных заявок, в том числе и по ипотеке.
— Клиент, пользующийся диджитал-каналом, совершает значительно больше операций и открывает больше новых банковских продуктов, чем тот, кто приходит в офис банка, — поясняет Лариса Кузнецова. — У нас, например, есть возможность через онлайн-каналы открывать обезличенные металлические счета и покупать валюту по курсу, привязанному к биржевому, что значительно выгоднее, чем совершать ту же операцию в офисе банка. Иногда клиенты сами нам подсказывают, что они хотят видеть в нашем интернет- и мобильном банке. И, если мы считаем, что эта возможность повысит лояльность наших клиентов и способна повлиять на увеличение прибыли банка, мы это реализуем.
Александр Ким отмечает, что в начале 2020 года практически 100% заявок на ипотеку банк уже получал дистанционно — через цифровую платформу, к которой подключены его партнеры среди риэлторов и застройщиков. На пике пандемии и позднее ситуация не изменилась.
— За время пандемии наши заемщики стали на 20% чаще пользоваться интернет-банком «Абсолют Online» и мобильным приложением «Абсолют Mobile». Доля ипотечных платежей онлайн в регионе достигла почти 70% от общего числа. В самом начале пандемии мы предложили ипотечным заемщикам дистанционную пролонгацию страховки. Почти каждый четвертый ипотечный заемщик в период с марта по май у нас смог продлить страховку онлайн, — перечисляет Ким. — В сентябре, несмотря на снятие ограничений, доля заемщиков, продлевающих страховку «в удаленном режиме», продолжила расти и приблизилась к 30% от общего числа.
Кроме того, во время пандемии Абсолют Банк запустил сервис по подаче заявки на ипотечный кредит «под ключ» через личный кабинет. Он позволяет заемщикам быстро и легко заполнить заявку, прикрепить необходимые документы и получить решение по жилищному займу в срок от 15 минут. Все — без единого посещения офиса банка. За два месяца доля заявок, поданных заемщиками через сайт, выросла с 0 до 5% от общего числа.
— Мы прогнозируем, что через новый сервис у нас в Абсолют Банке в Новосибирской области будут поступать до 10% заявок на жилищные кредиты уже к концу 2020 года, — говорит банкир.— Наши клиенты также могут заказать оценку квартиры за пару минут на сайте Абсолют Банка через онлайн-систему SRG. Проверенный, надежный эксперт проводит ее в любое удобное время в круглосуточном режиме. Отчет по всем требованиям банка будет готов не через одну-две недели, а уже через 24 часа. 80% наших ипотечных клиентов уже пользуются этим сервисом при покупке готовых квартир.
Кроме того, прямо в интернет-банке или мобильном приложении клиенты могут заказать и получить бесплатно практически все виды справок. В том числе по платежам, о параметрах кредита и для налоговой. Сегодня уже 15% таких документов клиенты Абсолюта в Сибирском Федеральном округе заказывают и получают без посещения банка.
Эксперты также назвали самые напряженные, с точки зрения количества нарушений банковской безопасности, секторы работы. Сергей Федотов отмечает, что ощутимо вырос фрод (незаконные операции) в карточном сегменте. Это стало особенно актуально на фоне роста операций на рынке электронной коммерции. При этом он подчеркивает, что принципиально новых уязвимостей во время пандемии выявлено не было.
— В настоящий момент мы видим значительный спад активности злоумышленников в дистанционном контексте. Как показала статистика 3 квартала, подавляющее большинство инцидентов, связанных с мошенническими действиями, приходится на воздействия с помощью методов социальной инженерии. При этом доля пострадавших физлиц в значительной степени преобладает над юрлицами, — констатирует Федотов. — Изучив модели атак злоумышленников, мы провели ряд мероприятий по повышению уровня защищенности наших клиентов и информационной безопасности банка в целом, что привело к падению количества инцидентов на уровень начала 2 квартала. Также, благодаря взаимодействию сервиса фрод-мониторинга с клиентами и службой информационной безопасности, значительно сокращается уровень мошеннических операций.
В «Открытии» также заметили в 2020 году серьезный рост кибермошенничества, поэтому банк ведет работу среди клиентов, чтобы они максимально сохраняли всю персональную информацию и не сообщали никому своих данных.
— В конце прошлого года мы реализовали проект автоматизации реагирования на инциденты киберопасности путем внедрения системы Security vision. Она позволила роботизировать исполнение программно-технических функций оператора безопасности, с долей автоматизации до 90%. Система обеспечивает автоматическое выполнение полного спектра дежурных процедур, что позволяет не только реагировать на киберугрозы в режиме 24/7, но и избежать влияния человеческого фактора, — констатирует Лариса Кузнецова. — Несмотря на пандемию и снижение доходов, мы продолжаем инвестировать большие средства в IT-технологии, в том числе в безопасность. Для граждан у нас есть продукт «Opencard виртуальная» — эта карта позволяет обезопасить покупки в интернете. Для бизнеса мы совершенствуем систему «Банк-клиент», постоянно внедряя дополнительные системы безопасности.
Банк УРАЛСИБ также повысил безопасность интернет-банка и мобильного банка, предоставив пользователям сервисов дистанционного банковского обслуживания возможность мобильной аутентификации и электронной подписи PayControl.
— Основное преимущество PayControl, по сравнению с традиционными способами подтверждения платежей (одноразовым паролем в SMS или Push-уведомлении), заключается в том, что код подтверждения операции формируется непосредственно на мобильном устройстве клиента. Он привязывается к реквизитам транзакции, и даже его перехват мошенниками не приведет к краже средств со счета, — рассказывает Никита Фишер. — Использование PayControl позволяет эффективно противостоять наиболее актуальным атакам на клиентов: перехват одноразовых кодов подтверждения в SMS и Push, использование зловредного программного обеспечения на компьютерах и мобильных устройствах пользователей.
В Райффайзенбанке используют комплексный подход и многоуровневые проверки для того, чтобы исключить наличие критичных уязвимостей в цифровых сервисах банка.
— Среди используемых нами практик — требования по безопасности на этапе проектирования, статический анализ кода, динамическое сканирование, тесты на проникновение, обучение разработчиков. Наши технологии отвечают самым высоким стандартам надежности, принятым в мировой практике, — рассказывает Эльвира Емец. — Защищенность «Райффайзен-Онлайн» — наш ключевой приоритет. Чтобы гарантировать безопасность клиентов, наша инфраструктура разработки и поддержки приложения использует security first подход, ведется непрерывная работа по улучшению безопасности, производится регулярный аудит и проверки защищенности. Однако многое зависит и от действий самих пользователей. Мы регулярно напоминаем им о мерах предосторожности и правилах безопасной работы с онлайн-банком: не передавать конфиденциальные данные, не называть логин и пароль для входа в личный аккаунт, перезванивать по официальному номеру в случае любых сомнений. Напоминания о правилах безопасности есть во входящих SMS, чате банка, на сайте и в почтовых рассылках.
Александр Ким настроен более категорично. По его оценке, несмотря на рост количества операций клиентов в дистанционном формате, риски для пользователей не увеличиваются.
— Ни один банк не станет предлагать услуги с недостаточно проверенными, небезопасными сервисами, — уверен эксперт. — Другое дело, что в зоне риска могут оказаться те клиенты, которые пренебрегают «цифровой гигиеной» и базовыми правилами информационной безопасности. Впрочем, их становится все меньше.
Собеседник Infopro54 напомнил, что работа над совершенствованием системы банковской безопасности давно вышла за пределы банков. Купить и внедрить надежные средства защиты от мошенников в конкретном банке не означает выстраивания банковской безопасности в целом. Любое средство защиты — только элемент в экосистеме банковской безопасности. Каждый банк, в свою очередь, адаптирует ее под свои цели и задачи, бизнес-модель и инфраструктуру.
— Сегодня банковская экосистема интегрируется с различными сервис-провайдерами, предоставляющими дополнительные возможности и технологии для борьбы с вирусами и атаками мошенников. Также все банки взаимодействуют в этом направлении с глобальной экосистемой Банка России. Тренды в сфере банковской безопасности — получение данных из баз знаний (Threat Intelligence), использование сервисов поведенческого анализа (User and Entity Behavioral Analytics), развитие машинного обучения (Machine Learning), защита от таргетированных атак и противодействие им, защита от фишинга и социальных угроз, усиление защиты биометрии и мобильных приложений. Конечно же, всегда будет иметь место человеческий фактор. Для его минимизации необходима постоянная эффективная работа с кадрами, — предупреждает Ким.
Говоря о ключевых направлениях развития банковской безопасности, Сергей Федотов отмечает, что это развитие и защита систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО). Операции, совершаемые в системе ДБО, являются наиболее привлекательными для злоумышленника.
— Максимальный уровень защищенности системы ДБО — одна из основных задач безопасности нашего банка, так как взлом системы может привести к финансовым и репутационным потерям, — поясняет он.
Банк «Открытие» намерен реализовать ряд инновационных проектов. В частности, речь идет об использовании технологий роботизации для оптимизации рутинных операций и ускорения обработки клиентских документов и обращений; о расширении доступа клиентов к банковским сервисам, агентским сетям и партнерам за счет технологии открытых АPI; о внедрении технологий, позволяющих продавать клиентам продукты и услуги на основе геймификации и поведенческой экономики.
Как уже отмечалось, все участники обзора подчеркивают, что ключевым условием обеспечения безопасности банковских операций является повышение финансовой и цифровой грамотности банковских клиентов.
— Мы стараемся информировать наших клиентов в интернет-банке о всевозможных мошеннических действиях. Банк регулярно проводит информационные рассылки, рассказывая, как уберечь себя от действий злоумышленников. С развитием информационных технологий мы можем говорить и о развитии наших клиентов в информационном поле. Однако не все клиенты успевают за столь стремительным цифровым ростом, — рассказывает Сергей Федотов.
Никита Фишер считает, что уровень цифровой грамотности клиентов растет, они активнее анализируют возможные риски и уделяют внимание вопросам безопасности своих личных данных.
— Уровень финансовой грамотности банковских клиентов повышается, но это заслуга не только банков. Центробанк, госорганы, СМИ тоже постоянно разъясняют, как не попасть «на удочку» мошенников, — резюмирует Александр Ким. — Тема мошенничества сейчас на слуху, люди стали более бдительными и куда менее доверчиво относятся к входящим звонкам якобы от банков. Многие понимают, что, например, информация о банковских картах, SMS-кодах, паролях строго конфиденциальна.
Фото предоставлены пресс-службами банков, базовое- pixabay.com, автор- Pexels
Регионы: Регион не задан
Теги : цифровизация фишинг финансовая грамотность УРАЛСИБ система быстрых платежей самоизоляция Райффайзенбанк пандемия кредиты наличными коронакризис киберугрозы кибербезопасность карантин единая биометрическая система биометрия Банк Открытие Банк Левобережный Александр Ким Абсолют Банк
Уважаемые читатели, вы всегда можете поделиться своей проблемой, рассказать о ЧП, прислать фото и видео в редакцию.
Мы ждем ваши сообщения по телефону: +7 (995) 575-99-86
Или на электронную почту: infopro54@yandex.ru
Вся информация, размещенная на информационно-аналитическом портале www.Infopro54.ru (тексты, иллюстрации, фотографии, графические материалы, элементы дизайна, видео), охраняется в соответствии с законодательством РФ. Любое использование текстовых материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при упоминании Infopro54.ru и наличии активной гиперссылки на infopro54.ru. Использование (воспроизведение) всех фото и видео-материалов возможно только с письменного разрешения редакции информационно-аналитического портала Infopro54.ru и со ссылкой на портал. Редакция Infopro54.ru не несет ответственность за:
Infopro54.ru — информационно-аналитическое, сетевое издание. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 78381 от 29.05.2020 г, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Новосибирск Медиа» Infopro54.ru - Новости Новосибирска и Новосибирской области. Новости Сибири.
© 2023 г. Общество с ограниченной ответственностью «Новосибирск Медиа» 18+
Infopro54 - Важные новости Новосибирска и Новосибирской области. Новости Сибири
Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна