Эксперты проекта РО ОНФ «За права заемщиков» проанализировали ситуацию на рынке кредитования в РФ.
— Мы анализировали информацию только в течение двух месяцев 2016 года и только на открытых ресурсах, таких как банки.ру, сравни.ру и т.д. В целом по всей России на действия финансовых организаций поступило 3100 жалоб, из них 905 или 30% на навязывание страховок. При этом в феврале количество последних выросло и составило уже около 42 % от общего потока жалоб, — заявил, выступая на заседании круглого стола, эксперт проекта РО ОНФ «За права заемщиков» Андрей Попов.
Координатор проекта Антон Канунников (директор антиколлекторского агентства ООО ФПК «Альтернатива» — ред) добавил, что сталкивается с такими обращениями каждую неделю.
— Люди приходят и жалуются, что им в банке не выдают кредит, если они не оплатят страховку жизни, потери трудоспособности и здоровья. На то, что у них нет права выбора страховой компании, а также на то, что им на руки не выдают документы о страховании и о факте заключения договора они узнают постфактум. При досрочном погашении кредита или расторжении договора премия не возвращается, а если человек приходит за новым займом с действующим договором страхования, заключенным по закрытому кредиту, его обязывают покупать новый полис, — перечисляет Канунников.
При этом он отметил, что банк получает со страховки очень хорошие комиссионные, которые могут доходить до 80—90 % от премии, а так как она часто «прячется» в тело кредита, еще и проценты. В практике Канунникова были ситуации, когда при кредите в 300 тыс рублей за страховку заемщик платил 60 тыс. Еще у одного заемщика при 7 действующих кредитах было 7 действующих договоров страхования жизни, здоровья и потери трудоспособности. Однако, при наступлении страхового случая по таким полисам выплату получить очень сложно:
— Страховая компания, по факту, получает только 10—20 % от премии, а также все риски. Поэтому не удивительно, что правила банкострахования написаны так, чтобы это был безубыточный вид страхования, — констатирует он.
Андрей Булавский, который в проекте выступил в роли тайного покупателя, обратился за кредитом в 5 банков, работающих в Новосибирске.
— Пока заемщик сам не поинтересуется, менеджеры банка не дают никакой информации по страховке, не объясняют, в каком случае она начинает работать, можно ли от нее отказаться. Только при очень настойчивых просьбах выдается такая информация. Но, и в ней могут разобраться не все. Большая часть заемщиков не отличается финансовой грамотностью, — говорит он. У самого Булавского высшее экономическое образование, плюс опыт работы в банке.
Представители надзорных и контролирующих органов подтвердили динамику, выявленную экспертами проекта.
— В 2015 году жалобы на услуги финансовых организаций составили 23% от общего количества поступивших к нам обращений граждан. При этом, письменные обращения выросли на 42 % до 386, — отметила главный специалист отдела по защите прав потребителей Роспотребназора по Новосибирской области Евгения Коваленко.
В итоге управление провело 17 проверок в отношении кредитных организаций. 9 банкам были выписаны штрафы в размере от 5 до 10 тыс рублей за нарушение прав потребителей. Однако, Коваленко заявляет, что сумма штрафов такова, что не пугает банки. Начальник отдела по защите прав потребителей мэрии города Новосибирска Елена Михайлова добавляет, что в суде крайне сложно доказать, что услуга была навязана клиенту банком — при анализе договора это определить почти невозможно.
— В прошлом году к нам поступило более 25 тыс обращений, из них 6,7 % или 591 — по финуслугам. Доля жалоб на потребстрахование невысока — порядка 5 % от «финансовых» обращений и в прошлом году по данным ситуациям мы не готовили ни одного иска в суд, — отметила она.
Между тем, заместитель председателя квалификационной коллегии судей Новосибирской области Наталья Пинигина заявила, что данная проблема уже имеет свою практику и историю в суде.
— Я бы посоветовала гражданам внимательнее читать договор и если в нем присутствует этот пункт, то попытаться исключить его. Для этого нужно написать письменное заявление или протокол разногласий, чтобы потом можно было доказать факт навязывания. Тем, кто уже оказался в такой ситуации — обратиться в банки и вернуть премию в досудебном порядке, или обратиться в спецорганизации (управления по защите прав потребителей), которые помогут грамотно составить документы. Суд, как правило, оказывается на стороне граждан, — уточнила она.
Пинигина также заявила, что штраф в 10 тыс не является заградительным барьером, который обязывает банки соблюдать закон.
В конце прошлого года в СМИ прошла информация о том, что Банк России дал указание о введении «периода охлаждения» по добровольным видам страхования — предполагалось, что в течении 5 дней заемщик сможет обратиться в банк и расторгнуть договор. Однако, после нового года стало известно, что минюст РФ завернул документ с формулировкой «не соответствует антикоррупционному законодательству».
На круглом столе было решено подготовить обращение от РО ОНФ в ЦБ с предложением вернуться к рассмотрению данного вопроса. Также активисты намерены подготовить обращение в Госдуму с предложением рассмотреть возможность повышения штрафов для банков за нарушение прав потребителей и активизировать работу по повышению финансово — правовой грамотности населения.
Фото: Vsevolod Knyazev
Уважаемые читатели, вы всегда можете поделиться своей проблемой, рассказать о ЧП, прислать фото и видео в редакцию.
Мы ждем ваши сообщения по телефону: +7 (995) 575-99-86
Или на электронную почту: infopro54@yandex.ru
Вся информация, размещенная на информационно-аналитическом портале www.Infopro54.ru (тексты, иллюстрации, фотографии, графические материалы, элементы дизайна, видео), охраняется в соответствии с законодательством РФ. Любое использование текстовых материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при упоминании Infopro54.ru и наличии активной гиперссылки на infopro54.ru. Использование (воспроизведение) всех фото и видео-материалов возможно только с письменного разрешения редакции информационно-аналитического портала Infopro54.ru и со ссылкой на портал. Редакция Infopro54.ru не несет ответственность за:
Infopro54.ru — информационно-аналитическое, сетевое издание. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 78381 от 29.05.2020 г, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Новосибирск Медиа» Infopro54.ru - Новости Новосибирска и Новосибирской области. Новости Сибири.
© 2023 г. Общество с ограниченной ответственностью «Новосибирск Медиа» 18+
Infopro54 - Важные новости Новосибирска и Новосибирской области. Новости Сибири
Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна