Без потребительской истерии

  • 22/02/2017, 18:03

Ставки и условия кредитования розницы по всем продуктам приближаются к докризисному уровню.

Назад в 2014-й

2016 год для банковского рынка начался достаточно депрессивно — отмечалось значительное падение кредитной активности населения, не внушавшее оптимизма участникам рынка. Планы на год они строили достаточно осторожно. Однако, уже во втором квартале ситуация начала меняться: были снижены ставки, запущены новые кредитные программы и к концу 2016 года проценты по кредитам достигли уровня 2014 года, констатируют опрошенные Infopro54 банкиры. Как результат, по итогам года динамика прироста портфелей превысила ожидания, которые были заложены в планы.

Заместитель директора Сибирской региональной дирекции банка «Открытие» Сергей Пирогов напоминает, что по данным ЦБ, в 2016 году российские банки увеличили объем кредитов физлицам на 1,1% — до 10,8 трлн рублей.

— Динамика прироста розницы в 2016 году не очень внушительная, но на фоне сокращения объема кредитов в корпоративном секторе в 2016 году на 9,5% и учитывая провальное падение розничного кредитного портфеля годом ранее на 5,7%, результат все же можно считать положительным, — считает банкир. — Тем не менее, очевидно, что двузначные показатели динамики пророста розничного кредитования, ранее на протяжении нескольких лет делавшие его основным драйвером роста банковской системы, осталась в прошлом.

По мнению Пирогова, в формировании этого тренда сыграли свою роль как регулятивные меры Банка России по охлаждению рынка потребкредитования, так и позиция самих банков по сдерживанию кредитной активности из-за опасения нарастить невозвратные долги и более взвешенный подход потенциальных заемщиков к наращиванию своих кредитных обязательств в сложившейся экономической ситуации. В Сибирской региональной дирекции банка «Открытие» умеренная динамика кредитного портфеля и изменения в поведении клиентов в 2016 году коррелировалась с общерыночными тенденциями. Прирост кредитного портфеля Банка «Левобережный» в 2016 году в абсолютном значении составил 690 млн рублей, из них 66% — в офисах банка, расположенных в Новосибирской области, включая Новосибирск. Впрочем, ряду игроков удалось вырасти больше рынка.

— По Новосибирской области финансовый результат ВТБ24 в прошлом году вырос в пять раз, по сравнению с 2015 годом, и составил 1,3 млрд руб.. Это рекордный результат за 11 лет работы филиала в Новосибирске, — отмечал на пресс-конференции вице-президент, управляющий Сибирским филиалом ВТБ24 Станислав Могильников. — Мы ожидали в кредитовании умеренного роста, но реальность превысила наши ожидания. По ипотеке, к примеру, мы ожидали не более 10% роста, а получили 15%. Восстановление потребкредитования также идет достаточно быстро. Если бы мы увидели результат в 1,5-2 раза меньше, то не были бы разочарованы.

К тенденциям 2016 года Сергей Пирогов также отнес заметное стремление клиентов гасить имеющиеся кредиты досрочно, с опережением графика. Банкир связывает это с тем, что заемщики опасаются дальнейшего ухудшения своего финансового положения. Эту тенденцию подтверждают в Сибирском ГУ ЦБ. На запрос Infopro54 в пресс-службе ГУ пояснили, что в 2016 году население активно погашало ранее взятые потребительские кредиты. Как следствие, розничный кредитный портфель в регионе за прошлый год снизился на 3,5 млрд рублей (-2,7%).

Начальник управления кредитования физических лиц Банка «Левобережный» Юлия Диденко, напротив, отмечает, что значительной динамики по погашению кредитов в 2016 году в банке не отмечено: темпы гашения портфеля потребительских кредитов сохранились на уровне 2015 года, подавляющее большинство клиентов обслуживали свои обязательства согласно графику по кредиту, доля внепланового досрочного гашения кредитов не изменилась.

— Клиенты стали более грамотно выбирать временной отрезок, на который берется кредит. Люди адаптировались к ситуации, научились правильно планировать бюджет и стали разумнее тратить деньги. В этом году мы увидели рост финансовой дисциплины наших заемщиков, — комментирует ситуацию заместитель управляющего по развитию розничного бизнеса Сибирского филиала ПАО «Промсвязьбанк» Алексей Леонов.

Вектор роста

Абсолютным драйвером развития розничного кредитования в 2016 году стала ипотека. Прирост по рынку, по оценкам экспертов, составил около 10-14% к объемам предыдущего года. В Сибирском ГУ ЦБ отметили, что население области в прошлом году оформило 21 тысячу ипотечных жилищных кредитов (+4,5 тысячи кредитов относительно 2015 года) на сумму на 30% превышающую показатель 2015 года (до 33 млрд руб.). Процентные ставки по ипотеке за год снизились с 13,2% до 12,5%.

Однако, отдельные участники рынка говорят о более серьезной динамике. Например, в Промсвязьбанке зафиксирован 10-ти кратный рост объемов ипотеки. В ВТБ24 прирост также оказался выше запланированных показателей. Сергей Пирогов напоминает, что в 2016 году высокий спрос на ипотечные кредиты простимулировала госпрограмма субсидирования ипотечных ставок на приобретение жилья в новостройках. Уже в III квартале в Сибирской региональной дирекции банка «Открытие» был зафиксирован почти двукратный рост количества кредитов, выданных по льготной ставке, по сравнению со II кварталом.

— В течение года ипотечные ставки в «Открытии» неоднократно снижались и, в итоге, оказались сопоставимы с докризисными. В январе 2017 года банк «Открытие» снизил процентные ставки по всем программам ипотечного кредитования еще на 0,75%. В рамках совместных программ с компаниями-застройщиками мы предлагаем дополнительные скидки, удешевляющие кредиты, что также способствует привлекательности предложений банка для ипотечных заемщиков и росту активности в этом сегменте, — говорит банкир.

Участники рынка считают, что ипотека останется драйвером роста и в 2017 году. В «Российском капитале» планируют увеличить объемы ипотечного кредитования более чем в 5 раз. В ВТБ24 и розничном филиале ВТБ — на 10%.

Предпочтение классике

Потребительское кредитование в прошлом году в регионе также росло хорошими темпами — за 12 месяцев 2016 года выдано 111 млрд рублей (+21%). Ставки по таким кредитам снизились с 19,0% в январе до 15,8% в декабре, отмечают в пресс-службе Сибирского ГУ ЦБ.

— В течение всего года на этом сегменте наблюдался стабильный рост спроса. Потребительское кредитование выросло в три раза относительно 1 квартала к 4 кварталу 2016 года, — констатирует Алексей Леонов.

Говоря о трендах 2016 года заместитель управляющего по розничному бизнесу филиала «Новосибирский» банка «Российский капитал» Андрей Степаненко отмечает заинтересованность среди более зрелой целевой аудитории: в банке выросла доля пенсионных потребительских кредитов, максимальный срок кредитуемых был увеличен до 75 лет.

Если сравнивать портфель классических потребительских кредитов (с графиком погашения) и портфель кредитных карт, то в «Левобережном» большую долю в 2016 году в общем приросте кредитного портфеля занимают классические потребительские кредиты — 61%, соответственно, прирост портфеля кредитных карт в общем приросте составил 39%.

— 2 и 3 кварталы 2016 года традиционно отмечены высоким спросом на потребительское кредитование со стороны клиентов. Сезонные потребности в отдыхе, ремонте, стройке наши клиенты реализовали благодаря широкому спектру кредитных программ банка. В этот период мы поддержали спрос клиентов на кредиты новым форматом акции, проведенной нашим банком совместно с партнерами, реализующими отделочные, строительные материалы, комплектующие для ремонта и садовое оборудование. У заемщиков акция пользовалась значительным успехом, — говорит Юлия Диденко.

Однако, итог прошедшего года показал и динамику портфеля кредитных карт в «Левобережном» — +25% по отношению к 2015 году. Клиенты банка постепенно приходят к общемировой тенденции: реализуют свои потребности в заемных средствах не за счет классических программ потребительского кредитования, а за счет кредитных карт.

— Этому также способствует растущая привлекательность кредитных карт: помимо возобновляемого и в любое время доступного лимита кредитования, расходованием и пополнением которого распоряжается клиент по своему усмотрению, по кредитным картам в банке действуют дополнительные программы поощрения клиентов. Например, Банк «Левобережный» ежемесячно возвращает своим клиентам часть потраченных средств — по кредитным картам в банке действует повышенный cash-back в размере до 5% от потраченной суммы по определенным категориям торгово-сервисных предприятий, — поясняет Диденко.

В банке «Открытие» повышенную активность в сегменте кредитных карт наблюдали на протяжении всего года.

— Кредитки оказались востребованным продуктом в условиях, когда реальные доходы населения упали. Высокая пользовательская активность стабильно сохранялась у обеспеченных клиентов, которые давно оценили удобство и выгоду карточных продуктов с кредитным лимитом, продолжительным грейс-периодом и различными бонусами в рамках программ лояльности, — комментирует тенденцию Сергей Пирогов.

Не смотря на рост выдач по автокредитованию в банках отмечают, что пока эта динамика не привела к росту портфеля.

— Банк «Левобережный» в начале 2016 года предложил своим клиентам новую программу автокредитования, спрос клиентов на автокредиты был незначительный, несмотря на то, что в целом на рынке отмечался рост спроса на автомобили в кредит. Мы связываем это с тем, что наши клиенты в Новосибирской области удовлетворяли свои потребности по приобретению автомобилей за счет традиционных программ потребительского кредитования в рамках своей платежеспособности, — говорит Юлия Диденко.

В «Промсвязьбанке» также отметили, что не оказывают услугу по автокредитованию, заменяя ее стандартным «кредитом наличными», тем самым давая возможность клиенту не ограничивать себя в выборе автомобиля. Также банк дает возможность клиенту самостоятельно делать выбор необходимости страхования по КАСКО.

Станислав Могильников объясняет ситуацию с автокредитованием тем, что сейчас меняются очертания предложения, автодилеры ведут себя по-другому, на рынке сжимается ассортимент, изменяются условия покупок. Так что на этом сегменте далеко не все зависит от желания клиента приобрести авто. 

Поменяю банк. Недорого

В части потребительского кредитования произошло существенное увеличение спроса на рефинансирование кредитов, что объясняется привлекательными ставками, которые предлагали в 2016 году на такие кредитные продукты крупные банки.

— В продуктовой линейке банка «Российский капитал» спросом пользовалась программа «Снижай ставку», дающая возможность клиентам погасить до 5 кредитов сторонних банков за счет вновь оформленного в банке «Российский капитал» кредита по более низкой ставке (минимальная процентная ставка по этой программе составляет 16% годовых в рублях; для работников компаний, которые являются участниками зарплатных проектов банка «Российский капитал» – 15% в рублях), — говорит Андрей Степаненко.

В «Левобережном» в 2016 году также росли выдачи по программам рефинансирования потребительских кредитов.

— Банк «Левобережный» вышел на рынок с программой рефинансирования потребительских кредитов в 2015 году, а наиболее активный спрос клиентов на данный вид кредитования наблюдался в 4 квартале 2016 года, когда практически все банки начали предлагать рынку свои программы рефинансирования. Это является следствием стратегического решения банков по ограничению категорий клиентов для потребительского кредитования: с новыми клиентами они работают более осторожно, чем раньше, а сохранение и увеличение портфеля потребительских кредитов по-прежнему осталось одним из приоритетных направлений, — рассуждает Юлия Диденко. — Естественным образом банки пришли к логичному выводу — конкурировать за клиентов с положительной кредитной историей в других банках. Таким образом, 4 квартал 2016 года был ознаменовал высокой конкурентной борьбой за клиентов между банками.

В «Левобережном» наибольший спрос на программы рефинансирования наблюдался в ноябре-декабре 2016 года: выдачи по программам рефинансирования составляли до 20% от общих выдач потребительских кредитов банка (по недельным выдачам). Об аналогичной тенденции говорили и представители банка ВТБ, где в 2016 году доля рефинансированных кредитов доходила до 50%.

Кстати, банкиры отметили, что по итогам 2016 года просроченная задолженность находится на комфортном уровне, и они не видят предпосылок к ее увеличению. Алексей Леонов объяснил это тем, что «Промсвязьбанк» работает с клиентами, чей рискпрофиль ему знаком и понятен, в связи с этим доля просроченной задолженности низкая. В «Левобережном» в 2016 году также сохранилась тенденция 2015 года по улучшению качества портфеля потребительских кредитов банка: за год доля просроченных кредитов в общем портфеле снизилась на 2,3 процентных пункта. В банке «Открытие» консервативная кредитная политика и взвешенный подход при отборе качественных заемщиков позволили не только сохранять уровень просрочки по потребительским кредитам на приемлемом уровне, но и снизить его. В «Российском капитале» роста просроченной задолженности также не ощутили, многие клиенты банка наоборот смогли вернуться в свой график платежей.

Андрей Степаненко считает, что показатели качества кредитного портфеля в розничном сегменте в 2016 году продемонстрировали признаки улучшения за счет роста количества ипотечных кредитов (ипотечные заемщики демонстрируют высокую дисциплинированность и редко выходят на просрочку), а также кредитов на рефинансирование. По данным Сибирского ГУ ЦБ, в целом, доля кредитов, несвоевременно обслуживаемых населением, за год в Новосибирской области сократилась на 0,7 п.п. до 8,9%.

В пользу зарплатников

Анализируя итоги 2016 года, Юлия Диденко отмечает, что уместнее говорить не о кредитах, по которым был прирост, а о сегментах клиентов, по которым прирастал кредитный портфель банка.

— Тенденция, которая началась в 2014 году, продолжилась и в 2015, и в 2016: банки определили для себя приоритетные клиентские сегменты для потребительского кредитования. К ним относятся клиенты, получающие на карту банка заработную плату, клиенты с положительной кредитной историей в банке, пенсионеры — именно по этим категориям наиболее активно прирастал портфель потребительских кредитов Банка «Левобережный», — поясняет она.

Наибольший прирост портфеля в 2016 году в «Левобережном» был зафиксирован по категории клиентов, получающих заработную плату в банке, — 67% от общего прироста, 22% от общего прироста портфеля — по кредитным продуктам для пенсионеров, небольшая доля новых клиентов — 9% от общего прироста кредитного портфеля.

— Такая структура прироста кредитного портфеля связана с тем, что указанным лидирующим по приросту категориям клиентов традиционно наш банк предлагает наиболее выгодные условия кредитования. На сегодняшний день пенсионеры и клиенты, получающие заработную плату на карту банка, имеют возможность получить потребительский кредит по ставке 12,9% годовых при сумме кредита от 300 000 руб. до 1 000 000 руб., клиенты с положительной кредитной историей в Банке «Левобережный» — по ставке 14,9% годовых при сумме кредита от 300 000 руб. до 1 000 000 руб, — говорит Диденко.

В «Открытии» также есть специальное предложение для клиентов, получающих на счет, открытый в банке пенсию и другие социальные выплаты.

— Практика показывает, что пенсионеры относятся к категории наиболее ответственных заемщиков, поэтому в 2016 году мы не только вдвое — до 200 тыс. рублей — увеличили сумму лимита по кредиту «Уважительный», но и снизили ставку на 2 процентных пункта. Кредит на специальных условиях можно оформить на сумму до 1 тыс. до 200 тыс. рублей на срок от 91 до 1 115 дней, — поясняет Сергей Пирогов.

Традиционно основными заемщиками «Открытия» являются клиенты с низким уровнем риска, с понятными и прогнозируемыми для банка источниками дохода, прежде всего, работники организаций, которых мы обслуживаем в рамках зарплатных проектов. Процентная ставка зависит от срока кредита и категории компании, в который работает клиент, и начинается от 14,9% годовых.

— Кроме того, отмечен рост зарплатного сегмента клиентов. По программе «Кредит Зарплатный» для участников зарплатных проектов банка «Российского капитала» минимальная ставка составляет 16,9% годовых в рублях. Мы наблюдаем рост выдачи кредитов и рост нашего розничного портфеля с начала года почти на 350%, — констатирует Андрей Степаненко.

Пики спроса сглаживаются

К интересным особенностям 2016 года Юлия Диденко отнесла тот факт, что конец 4 квартала 2016 года был отмечен нехарактерным снижением спроса на потребительские кредиты: традиционного пика кредитования в ноябре-декабре не было, предпочтения клиентов сместились с сезонного интереса к кредитованию перед предстоящими праздниками на оптимизацию расходов, связанных с обслуживанием своих действующих обязательств.

— Этому способствовала, на мой взгляд, разгоревшаяся конкуренция между банками за качественного, благонадежного заемщика. В 3 и 4 кварталах 2016 года активность банков по продвижению своих программ рефинансирования была особенно велика. Помимо этого, клиенты банков «накопили» свой личный финансовый опыт сотрудничества с банками по кредитованию: они достаточно хорошо изучили «ассортимент» кредитных программ банков, поэтому традиционных приемов привлечения клиентов на кредитование на сегодняшний день недостаточно. Прежде чем принять решение о кредитовании, клиенты достаточно щепетильно изучают условия, проводят мониторинг разных банков и взвешенно принимают решение о выборе банка, — поясняет она.

В конце 2016 года эксперты «Левобережного» провели исследование поведенческих мотивов клиентов при кредитовании. Результатом стали изменения в линейке кредитных продуктов, которые полностью ориентированы на ценности и потребности заемщиков в потребительском кредитовании.

— На сегодняшний день мы видим, насколько точно реализованы в наших продуктах истинные потребности наших клиентов: спрос на потребительские кредиты, который мы не получили в декабре 2016 года, проявляется сегодня, — говорит Диденко.

Декабрь удивил и Станислава Могильникова. На пресс-конференции он отметил, что обычно этот месяц является «страдой для банков», так как люди приобретают подарки, товары длительного пользования, турпутевки и т.д.

— В 2016 году декабрь был спокойным, ажиотаж отсутствовал, аврала не случилось. Основной спрос года пришелся на август-сентябрь, а ноябрь-декабрь не оправдали наших ожиданий. Традиции рушатся на глазах: все ровно, стабильно и спокойно, — отметил он.

Впрочем, Могильников отметил, что принципе, банкиры этому даже рады, т.к. стабильность — признак равновесия и отсутствия потребительской истерии. Клиенты сохраняют осторожность и стараются не брать на себя лишних кредитных обязательств.

В Сибирском Сбербанке в августе в Новосибирске также наблюдался небольшой всплеск спроса на потребзаймы — до 1,243 млрд руб, и на жилищные кредиты — до 1,196 млрд. Однако, декабрь стал для банка самым урожайным в году — 1,280 млрд и 1,6 млрд соответственно.

В Сибирском ГУ ЦБ в ответ на запрос Infopro54 подтвердили, что кредитная активность населения Новосибирской области в течение года неравномерна. Однако отметили, что в декабре 2016 года выдачи кредитов жителям области превысили 16 млрд рублей — это максимальный объем кредитования в месяц с декабря 2014 года. В 2015 в последний месяц года население региона также было максимально активно и оформило кредитов на 13 млрд рублей.

Фото: баз-Юлия Данилова, остальные предоставлены пресс-службами банков

Юлия Данилова

Рубрики : Экономика

Регионы: Регион не задан

Теги : Теги не заданы


0
0

СООБЩИТЕ НОВОСТЬ

Уважаемые читатели, вы всегда можете поделиться своей проблемой, рассказать о ЧП, прислать фото и видео в редакцию.
Мы ждем ваши сообщения по телефону: +7 (995) 575-99-86
Или на электронную почту: infopro54@yandex.ru


Erid:F7NfYUJCUneP4zKZAoi9ЖК

ЖК "Новые Матрешки"

Пл.Маркса
25 минут
Реклама. Рекламодатель: ООО СЗ "ВИРА Инвест".

Erid:F7NfYUJCUneP4zKZAoiBЖК «Матрешкин двор»

ЖК «Матрешкин двор»

Студенческая
30 минут
Реклама. Рекламодатель: ООО СЗ "ВИРА Инвест".

Erid:F7NfYUJCUneP4zKZAoiDЖК «Grando»

ЖК «Grando»

Березовая роща
5 минут
Реклама. Рекламодатель: ООО СЗ "ВИРА Инвест".

Erid:F7NfYUJCUneP4zKZAondЖК «Luna»

ЖК «Luna»

Заельцовская
9 минут
Реклама. Рекламодатель: ООО СЗ "ВИРА Инвест"

Erid:F7NfYUJCUneP4zKZAonZЖК «GORIZONT»

ЖК «GORIZONT»

Золотая Нива
12 минут
Реклама. Рекламодатель: ООО СЗ "ВИРА Инвест"

Erid:F7NfYUJCUneP4zKZAUv3ЖК Сподвижники

ЖК Сподвижники

Пл.Маркса
20 минут
Реклама. Рекламодатель: ООО СЗ "ВИРА Инвест"
Михаил Космынин: За каждым бизнесом стоит уникальная история

Михаил Космынин: За каждым бизнесом стоит уникальная история

Но есть такие истории, которые поражают масштабами и скоростью развития

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.
 
×
Поиск по автору:
×
Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  
×





Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта
Я согласен (согласна)

×

Эксклюзивный материал

Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

×

Участие в конференции бесплатно






Формат участия:

Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×

Участие в конференции бесплатно






Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×
Наверх в Новости Новосибирска