Бизнес в темпе приключений

Индустрия реалити-квестов — рынок, который в 2015-м стремительно наполнялся брендами и концептами, а уже через четыре года столь же стремительно сократился.
  • 07/08/2019, 14:31
Автор: Игорь Смольников
Сейчас квесты — это бизнес-ниша, куда не стоит лезть без опыта. Время «нулевых» дебютантов тут прошло

Новосибирск на рынке квестов — полноценная третья столица, в данном случае это не одно лишь патриотическое клише. На пьедестале почета он практически толкается локтями с Петербургом, уступая по насыщенности квестами на душу населения лишь самой Москве. В Москве квестов больше, но пропорция «предложение/численность населения» именно в Новосибирске наиболее впечатляющая. В свою очередь, Россия в мировом рейтинге квест-индустрии — страна-лидер. Даже европейские страны в положении догоняющих. Так что Новосибирск и на отраслевом глобусе — точка очень заметная.

Бизнес на реалити-квестах в городе начал развиваться с небольшим (годовым) отставанием от Москвы — с 2014 года. В 2015-м он вступил в фазу бума. А в 2019-м его лидерский клуб перестроился драматично: звезды 2015-го года отошли на периферию, а вершину лидерского списка заняли недавние дебютанты.

Лидер вышел, новый зашел

Компания «Выход» — бывший лидер. «Выход» был родоначальником квест-бизнеса в Новосибирске и вторым квест-брендом в СНГ. Первую же позицию занимала «Клаустрофобия» — сетевой проект с московскими корнями. «Выход» — сетевой проект родом из Новосибирска. В пору квест-бума 2015-2016 годов, благодаря франшизе, «Выход» очень быстро развивался, вел бурную рыночную экспансию. В период расцвета у него было 6 адресов в родном Новосибирске, сейчас осталось два. А желтая майка лидера, судя по количеству открытых локаций, теперь принадлежит Wasteland Quest&Games.

 Бизнес в темпе приключений— Для нас самих это отчасти сюрприз, — говорит Ален Гарсия, директор Wasteland Quest&Games. — Стать гигантом — отнюдь не было нашей самоцелью. Проект начинался в Академгородке, но волею судьбы мы оказались сейчас в центре Новосибирска. Начинали мы с двух-трех квестов. Первым проектом была франшиза барнаульского квеста «Взаперти», открывшаяся в Академгородке с локацией «Шерлок». Тогда, с учетом франшизы, мы вложили в бизнес около полумиллиона рублей. Минусом старта в Академгородке была дорогая аренда. Но на это сетуют практически все, кто там работает, о каком бы бизнесе речь ни шла. Как бы то ни было, у нас сейчас 18 локаций вместе с версиями — самое большое число для Новосибирска. И метражные рекорды по конкретным квестам. Например, наша «Мафия» — один из самых больших квестов города — около 100 квадратных метров во всех своих локациях. А «Шерлок», с которого мы начинали в Академгородке, — до сих пор в обойме, это наш долгожитель.

На втором месте в регионе компания «Этажи» — у них 11 квестов.

Три-четыре года — период структурирования рынка. За этот период многие игроки покинули рыночное поле, остались именно истинные лидеры.

— Примерно половина игроков с рынка ушла, — констатирует Ален Гарсия. — Это были либо некачественные операторы, либо продукт уровня «на грани», либо квесты, чей концепт просто «не зашел» здесь и сейчас. Многие уходят с рынка с простым аргументом «Надоело». Кто-то уезжает на Гоа или дауншифтит как-нибудь иначе, кто-то уходит в другой бизнес.

Говоря об уровне и сроках доходности бизнеса на квестах, Ален Гарсия условными хронорамками называет пятилетку:

— Мы работаем три года и пока бизнес не отбился. Думаю, нужно лет пять. Форсировать ценовой вопрос мы не можем, поскольку платежеспособность населения не растет, а даже убывает. Потому цены наши — это практически константа, с самыми незначительными отличиями от периода квест-бума 2014-2015-х годов. Например, 2500 рублей — в будний день с командой от 2 до 4 человек, 3000 рублей в выходной день для команды от 2 до 4 человек. Сверх 4 человек — по 500 рублей за человека. Чек удлиняем доставками от партнеров: пицца, бургеры, суши. То, чему не нужна наша собственная кухня. Пробовали удлинять чек сувенирами и игрушками с персонажно-сюжетной атрибутикой, но это линейной практикой не стало. «Мерчага» хорошо срабатывает в кинопрокатной индустрии, а у нас чек эффективнее удлиняют съедобные товары, которыми игроки заедают свой адреналиновый выброс. У детей эта тема заходит на ура.

К слову, именно внимание к детской аудитории Ален Гарсия считает тонизирующей пилюлей для квест-бизнеса как такового:

— Адаптация для детей хорошо сработала. Покупательская способность взрослых весьма вялая, если речь идет о себе самом. Доля расчетов по дебетовым картам все ниже, доля расчетов кредитками — все больше. Люди живут в долг и неохотно тратятся на удовольствия, на «несерьезные» вещи. А на детские удовольствия люди готовы тратиться. Детский день рождения — это, как говорится, святое. В общем, стало меньше взрослых команд, но существенно выросла доля команд детских. Помогла большая зона ожидания — там можно и именинную вечеринку устроить и «выдохнуть» после адреналинового взвода. Для детей это очень важно — снять игровую взвинченность перед возвращением в повседневность.

Выраженная сезонность в этом бизнесе есть. Лето — несезон. В это время много досуговых альтернатив.

— Но конкретно это лето неплохое — погода очень помогла, — уточняет Ален Гарсия. Так что сейчас мы работаем практически в штатном режиме.

 Бизнес в темпе приключений

Щербинки и изюминки продукта

Расходных материалов в квест-бизнесе не так много, как, например, в бьюти-индустрии. У хоррор-квестов, пожалуй, самая насыщенная матчасть — сложный ролевой грим аниматоров, обилие бутафории (от статичных муляжей и доработанных магазинных манекенов до уникальных творений аниматроники, делающих честь любой киностудии).

Впрочем, квесты со сложной аниматроникой есть далеко не у всех, потому более значимы не траты на покупку киберчудовищ, а скучно-рутинные расходы на обновление более простого реквизита. Особенно реквизита контактного, который быстро амортизируется от взаимодействия с игроками.

— В правилах тщательно обговаривается разумное отношение к реквизиту — подчеркивает Ален Гарсия. — Чтобы его не ломали, слишком вжившись в сюжет или «ради прикола». Потому мы в принципе не пускаем сюда людей в состоянии зыбкой реальности — в наркотическом или алкогольном опьянении. А детям «на берегу» объясняем, что все понарошку, что не надо крушить локацию, чтобы сбежать от страшного персонажа. Бывало, что игру приходилось останавливать после трех предупреждений и выводить особо бурных участников. Деньги в таких случаях, естественно, не возвращаются. У человека навеселе другая моторика, другой уровень внимания и вовлеченности. Локации находятся в постоянном мониторинге — чтобы прервать игру, если она пошла «не туда». С детьми младше 13 лет в локацию всегда идет аниматор. В некоторых локациях при детском прогоне изымаются элементы, которые по возрасту не положены. Например, в детской версии «Мафии» сведен к минимуму бутлегерский контент. И все этически структурировано, без морального релятивизма. Взаимная условность добра и зла — это во взрослом постмодерне допустимо и занятно, а для детей — только здоровая этическая конкретика. То есть играть можно только за положительного персонажа, как бы ни хотелось побыть харизматичным плохишом. И камеры всегда в режиме записи — чтобы была доказательная база для конфликтных случаев. Особенно с детьми это значимо. Есть же чудная «яжмамская» фраза «Это же дети, они всегда все ломают».

Там, где приключения, там, разумеется, есть и риск как побочный продукт. Впрочем, ответственные операторы квест-индустрии стремятся обнулить эту логическую связку. Компрометирующей стороной формата тут были амбициозные, но неумелые новички, пытавшиеся «хайпануть» на адреналиновом голоде публики.

— За несколько лет в целом по СНГ было пять травматичных случаев, — вспоминает Ален Гарсия. — Все они имели большой медийный резонанс и весьма помешали серьезным участникам рынка. Особенно сомнительный вариант — квесты в заброшенных зданиях. Если локация квеста в заброшке, если перед игрой не проводят инструктаж, это должно насторожить сразу. Такой квест — он как гусарская рулетка. Я категорически против квестов в заброшках — это непрогнозируемое, неуправляемое пространство. В целом же, к настоящему времени совсем уж некачественные квесты себя изжили — можно сказать, их задушил собственный репутационный шлейф. С конца 2018-го квесты включили в официальный реестр развлечений. Теперь они проверяются психологами, органами пожарного надзора. И многие этот фильтр не прошли.

Дух и материя бизнеса

Сам формат квеста пришел с Запада, но это как раз тот случай, когда российское осмысление, российская версия оказалась круче, пассионарнее и насыщеннее оригинала. В России квестов в десять раз больше, чем в Европе. В европейских квестах задания очень простые — чтобы не вызвать обвинений в интеллектуальном расизме. В итоге квест, номинально обозначенный одним часом, проходится за час. Потому гурманы этого досуга с таким удовольствием едут в Россию — тут интеллектуальный расизм еще не стал общественным пугалом.

— Новосибирск очень популярен у любителей квестов, — отмечает Ален Гарсия. — Приезжают игроки из дальнего и ближнего зарубежья. Были поляки, немцы, китайцы. Был и экзотичный гость — швейцарец, приехавший на квест в одиночку. Экзотично именно это, а не швейцарское гражданство. Квест предполагает как минимум двух участников, а обобщенно — это именно командная игра. Очень эффективная в практике тимбилдинга. Швейцарец впервые оказался в России в прошлом году — на футбольном чемпионате. Посетил квест и «залип» на этой теме. У нас в команде есть люди, владеющие китайским, английским, французским. И мы на деле поняли, насколько это важная кадровая позиция, реально нужная. Кстати, кадровой текучки практически нет — с нами работают люди, которые этим делом страстно увлечены. Бизнес на квестах нельзя назвать суперприбыльным, заработная плата невелика. Но привлекает мобильность графика. Потому у нас охотно работают студенты творческих вузов.

По мнению Алена Гарсии, причастность сотрудника к творческой профессии (где бы она ни была обозначена — еще в студенческом билете или уже в трудовой книжке) — это ценный кадровый аспект, делающий продукт более аппетитным и конкурентным:

— Весьма значим артистизм оператора, направляющего игру, атмосферность его работы. У многих компаний роль оператора — сугубо нейтральное ведение процесса. «Пойдите туда, возьмите то-то» — такой сугубо формальный «голос за кадром», ничего не добавляющий к ауре сюжета. Придать работе атмосферность — это была именно идея нашего оператора Даниила. Идея, которую мы встретили одобрительно. И, как выяснилось, не зря. Свои наработки Даниил использует и в другом проекте — у него собственное агентство по выездным мероприятиям, работающее под нашим брендом — такая вот конвергенция.

 Бизнес в темпе приключений

Жанры и их поклонники

Жанровая иерархия квестов в общих чертах совпадает с жанровой структурой приключенческой литературы: есть квесты-детективы, требующие активировать детальность восприятия и навыки дедукции, есть мистические квесты, рассчитанные на гурманов утонченной тревоги, есть хоррор-квесты — для тех, кому страха хочется не в десертной дозировке, а чтоб полной чашей. Чтоб ложка стояла. Бум страшных квестов вспыхнул после интеллектуальных, но довольно быстро отгорел. По наблюдению самих участников бизнеса, чем младше публика, тем радостнее выбор в пользу «пугалок». А взрослым импонируют квесты интеллектуальные.

— Мы игрокам без опыта советуем начинать с непугающих квестов, — подчеркивает Ален Гарсия. — Есть стереотип, что все квесты — это «пугалки», это обязательный «Бу-эффект». Между тем начался формат не с хорроров, а с интеллектуальных квестов на логику и эрудицию.

Именно разница приоритетов — интеллектуальный азарт или жажда «вкусного» испуга — делит аудиторию практически поровну. Одни квестоманы любят интеллектуальную игру, а другие — витамин страха. Идеал для участника рынка — угодить им всем. Но на то он и идеал, чтобы быть недостижимым.

— Сейчас у нас два десятка сюжетных локаций по четырем адресам, — очерчивает ареал тем Ален Гарсия. — На Восходе, на Некрасова, на Ольги Жилиной и на Галущака. На Галущака — квесты самой большой площади, вроде «Мафии». Часть квестов мы выкупали у других компаний и перестраивали, добавляли контент. На одном адресе у нас два мистических квеста, на другом — мистика и приключения. Недавно появился юмористический квест «Деревня дураков» — по мотивам культового буфф-сериала. Да, сериал комедийный, абсурдистский. Но при этом его сюжетная вселенная достаточно проработана, полна деталей. Именно миры с хорошей детализацией можно превратить в квест. «Оквестить» можно далеко не любой популярный сюжет. Иногда популярность — отдельно, квест-потенциал — отдельно. И вместе им не сойтись. Упора на страшные квесты у нас нет. Нам было важно мотивировать людей на семейное посещение. Потому практически для каждого квеста у нас есть кидс-версия — детская адаптация. К слову, потребительское поведение детей другое. Взрослые ориентированы на ротацию сюжетов: «Это приключение я уже пережил, давайте новое». А ребенок через некоторое время с удовольствием возвращается к однажды прожитой истории, дабы пройти ее с новыми навыками и умениями. И с не меньшим удовольствием, чем в первый раз. Это сродни детской манере многократно переслушивать сказки — ребенок каждый раз видит в сказочном мире новые оттенки, потому что его «я» подросло и обновилось. К слову, дети более позитивно воспринимают детские адаптации взрослых квестов, нежели квесты «специально детские». Дети любят серьезное отношение к себе и не любят модальность «у-тю-тю». Дети любят, чтоб все «как у больших». Но если пустить детей в неформатированный взрослый квест, они с ним не справятся в принципе. Эти миры нужно все равно адаптировать под детский менталитет, под детскую психосоматику.

Эффект новизны

Среднее время прохождения квеста — 45-70 минут. Значительный выход за рамки часа — уже нежелательный форс-мажор, комкающий расписанный график. Да, квест — это сервис со скрупулезной логистикой и тайм-менеджментом. Приключения — продукт выверенный и порционный. Рекорд прохождения квестов — 30 минут. В 30 минут гордо укладываются представители специфического сообщества — квестоманы. Для них прохождение квестов — отчасти даже уже и не хобби, а образ жизни. В активе у каждого из них — по 150-300 квестов, пройденных в разных городах России и мира. Подобно странствующим гурманам, охотящимся на деликатесы, они объезжают мир в поисках чего-нибудь новенького, максимально замороченного и бодрящего. Манера игры квестоманов другая — они зачастую просто активируют свой нажитый игровой опыт, практически абстрагируясь от атмосферы и даже от фабулы. Это и «прокачанный скилл», и форма пресыщения. Как правило, на следующей стадии такой квестоман выбывает из сообщества — или отправляется искать другие формы адреналинового подогрева, или сам пытается затеять квест-бизнес. На том основании, что уже все знает о нем изнутри.

В принципе, квест по определению удовольствие одноразовое — повторить его, конечно, можно сколь угодно раз, но эмоциональный эффект приключения с каждым очередным повтором будет убывать. Впрочем, «возвращенцы» тоже случаются: бывает, что команда честолюбиво захотела пройти квест вовсе без подсказок, но в отведенный по брони час не уложилась. И порешили закончить на половине истории, чтобы пройти до конца уже в следующий раз.

— Мы предпочитаем, чтобы не было недоигранных квестов, квестов, оборванных по формальному хронометражу, — подчеркивает Ален Гарсия. — Самый длительный квест у нас шел полтора часа. Но тогда ситуация это позволяла — тогда не был забронирован следующий сеанс, и мы пошли на такой сюжетный перфекционизм. Чтобы приключение было прожито до конца, чтобы весь сюжет был пройден.

В хоррор-квестах работа персонала наиболее насыщенна — «Бу-эффект» тут создается всеми мыслимыми силами. Аниматоры должны артистически выложиться на полную, стараясь при этом и клиента не напугать до клинических последствий, и себя уберечь от издержек ремесла. Например, чтобы игрок, слишком погрузившийся в альтернативную реальность, не победил бы атакующее его чудовище «взаправду».

Емкость квеста — до 10-15 человек. Количество участников на скорость прохождения не влияет — часто большая команда проходит медленнее, поскольку возникает суматоха, разнобой мнений. Самое слаженное число — это тройка-пятерка участников.

— Напихать в локацию 20-30 человек — это значит убить всю атмосферу, — рассуждает Ален Гарсия. — Кто-то из этой толпы даже не будет задействован в сюжете. И, следовательно, не получит ни игрового удовольствия, ни атмосферного драйва. К тому же надо вписываться и количественную логику самого сюжета. И уровня hardcore у нас принципиально нет. Есть люди, желающие «жести», но мы таким отказываем. Год-полтора назад спрос на хард-уровень был повсеместным. Но это очень большая ответственность и большие риски. Мы делаем то, что отработано безупречно и не является этически спорным.

Рекламные потребности и приоритеты квест-бизнеса достаточно самобытны.

— Реклама работает в тех местах, где можно заинтересовать родителей, — объясняет специфику Ален Гарсия. — Сначала мы «как все» пытались рекламироваться в метро, но результативность оказалась близка к нулевой — по метрополитеновской рекламе пришла одна (!!!) команда. Эффективнее онлайновая засветка — соцсети и контекстная таргетированная реклама.

Коллегиальную среду своего бизнеса Ален Гарсия характеризует как этичную и дружелюбную, лишенную атмосферы «заклятой дружбы», типичной для прочих отраслей:

 — Коллегиальное сообщество мирное, друг друга грязью никто не поливает. Поскольку продукт у нас однократного потребления, предсказуемо, что наши нынешние гости и к нашим коллегам потом пойдут. А другие от коллег, напротив, придут к нам. Можно сказать, наш соперник — это не соседи по рынку, а время, дух эпохи. Квест — сервис, который постоянно нуждается в актуализации в силу своей естественной специфики. Периодически мы обновляем скрипты квестов — добавляем новые задания, трансформируем локации. Инновационный темп в этой отрасли очень плотный — по принципу «Будь максимально интересным или уйди с дороги». И уж точно, что сейчас квесты — это бизнес-ниша, куда не стоит лезть без опыта. Время «нулевых» дебютантов тут прошло.

16+

Фото: базовое – автора, в тексте – сайта и из группы Wasteland Quest&Games Вконтакте

Популярное с сайта

ПАО «НМЗ им. Кузьмина» разместит допвыпуск акций

ПАО «НМЗ им. Кузьмина» разместит допвыпуск акций

Акции будут размещены по закрытой подписке.
«Спортивный» опыт применят на Дзержинской ветке

«Спортивный» опыт применят на Дзержинской ветке

Устранение замечаний Главгосэкспертизы позволило удешевить работы на 300 млн рублей.
Новосибирский аффинажный завод в разы увеличил выручку и скорректировал планы

Новосибирский аффинажный завод в разы увеличил выручку и скорректировал планы

Ситуация на рынке и ужесточение конкуренции стимулируют игроков отрасли диверсифицировать свою деятельность.
Новости

Подписаться на новости

Введите свой e-mail

 
×
×
Август 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  
×
Arrow
Arrow
Slider
×
Arrow
Arrow
Slider
×
Arrow
Arrow
Slider
×





Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта
Я согласен (согласна)

×

Оставьте свои контакты и наш менеджер свяжется с вами, чтобы уточнить необходимые данные.



Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта
Я согласен (согласна)

×

Оставьте свои контакты и наш менеджер свяжется с вами, чтобы уточнить необходимые данные.



Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта
Я согласен (согласна)

×
Наверх в Новости Новосибирска