За 2019-2020 годы по линии взаимодействия с компаниями-провайдерами посредством МКУ «Горэлектротранспорт» и МБУ «Городской центр организации дорожного движения» муниципалитет не досчитался 70-121 млн рублей в год по первому предприятию и более 57 млн ежегодно по второму. Такие данные приводит городская контрольно-счетная палата по итогам проверки поступления финансов от операторов связи за использование городской инфраструктуры — опор контактной сети и линий электропередач.
— Ни МБУ ГЦОДД, ни МКУ ГЭТ не проводят мероприятий по взысканию накопившейся дебиторской задолженности, в том числе не осуществляется регулярно подтверждение задолженности подписанием актов сверок, проведение претензионной работы по взысканию задолженности, подача исков в арбитражный суд о взыскании задолженности и неустойки за несвоевременную оплату оказанных услуг, — сообщает аудитор КСП Алексей Усов. — Практика непринятия мер по взысканию задолженности приводит к ее росту и дальнейшему списанию убытков. Зафиксированы факты недоначислений платежей по действующим договорам. Установлены факты начислений ниже установленного тарифа и действующего договора.
Основной проблемой обоих предприятий являются так называемые «черные» провайдеры. Как поясняют муниципалы, перерезать незаконный провод можно только после того, как сама компания обратится с заявлением о прекращении своей деятельности. В ином случае государственное учреждение ждут судебные разбирательства с возможными большими финансовыми издержками.
— Проводится в недостаточном объеме работа по выявлению незаконно установленных объектов связи и работа по их договорному оформлению и демонтажу в рамках законодательства и контроля за размещением сооружений связи. Это приводит к тому, что ГЦОДД, ГЭТ и косвенно бюджет недополучают часть доходов, — продолжает аудитор. — Необходимо отметить и негативный фактор для бизнеса. Безвозмездное использование определенными операторами опор дает им неоправданные преференции, по сравнению с операторами, заключившими договор и осуществляющими оплату, что способствует дискриминации других участников рынка.
Сами муниципальные предприятия делали некоторые попытки повлиять на ситуацию.
— Мы за 3 года дважды провели инвентаризацию, — сообщает директор МКУ ГЭТ Константин Прокин. — У нас 9 тысяч опор, все обследованы, 32 тысячи мест креплений. Сил и средств у нас хватает только на то, чтобы в течение года-полутора пройти все опоры: посчитать, сопоставить, выявить. На текущий момент такая информация по местам креплений: 23 тысячи мест — по договорам, около 9 тысяч — без договоров. Мы знаем эти опоры, эти места креплений, но, к сожалению, не всегда можем выявить собственника. Но эта работа идет. Мы 3 тысячи мест креплений не только выявили, но и обязали собственников заключить дополнительные соглашения. Из оставшихся 9 тысяч мест креплений без договоров ориентировочно 40% — реально брошенные и бесхозные.
Что касается ГЦОДД, то здесь также инициировали инвентаризацию подведомственных объектов.
— Не только КСП, но мы и сами для себя проводим оценку нашей работы, — рассказывает руководитель ГЦОДД Ксения Сенькова. — Отсутствие системного подхода вообще к этому направлению по всем фронтам налицо. Проще провести инвентаризацию имеющегося имущества, всех наших линий пообъектно с нуля, мы ее уже начали, а также систематизацию учета, сравнение с теми отношениями, которые у нас есть. Договоры проанализировали. Там тоже много замечаний к их содержанию. Поэтому ставим для себя задачу: по результатам проведенной инвентаризации все их обновить.
Однако, как сообщают в контрольно-счетной палате, кардинально эти действия руководителей предприятий на ситуацию не влияют. Необходимы решения муниципального уровня, в частности соответствующая муниципальная электронная система учета.
— Муниципальная система учета размещения сооружений связи не способна осуществлять корректный учет. В ней отсутствует перечень муниципального имущества, информация об используемом количестве опор и креплений, — сообщает Алексей Усов. — Муниципальная система «Единая геоинформационная система учета сооружений связи» не создана, не введена в эксплуатацию и потому не используется, несмотря на то, что в отчете об исполнении планов социально-экономического развития на 2016 год указана как внедренная. Расходы на ее разработку в сумме 1,9 млн необходимо признать неэффективными расходами бюджета города.
По словам начальника департамента информатизации и связи мэрии Александра Горнштейна, такая система действительно задумывалась, но позже ее реализация сошла на нет.
— Как только мы ее начали делать, начался процесс с операторами связи, коллеги попали под сомнения, — поясняет Горнштейн. — Они по сей день находятся в судах.
При этом, как было отмечено при обсуждении данной ситуации на заседании постоянной комиссии Новосибирска по контролю за работой исполнительной власти, проблема возникла гораздо раньше, чем в период, названный в докладе аудитора, и только в Новосибирске.
— У меня ощущение тотальнейшего безумия в муниципалитете: одна часть муниципалитета делает одну функцию, другая другую, а получается как лебедь, рак и щука, — говорит депутат Георгий Андреев. — Когда я понял, что правды в здании, на Красном, 34 не найти, я написал 81 обращение в субъекты РФ. Написал: у нас такая проблема, подскажите, как решить. Мне пришли ответы, я созвонился с вице-мэрами, начальниками отделов транспорта. Все отвечали: «Может, вы сами не желаете проблему решить?» Тогда появилось понимание, что основная причина этой проблемы находится в этом здании, в чиновниках, которые блокируют решение. Они проявятся, будут говорить: «Решить невозможно, на нас в суд подадут».
Основательно изучить вопрос противостояния недобросовестным провайдерам предстоит специальной рабочей группе на базе другой постоянной комиссии горсовета — по городскому хозяйству, которая к октябрю должна будет представить конкретные предложения по ситуации. Члены группы намерены изучить тонкости законодательства, иногородний опыт, а также видение ситуации участниками рынка.
По информации контрольно-счетной палаты Новосибирска, ежегодный доход МКУ ГЭТ — 171-173 млн рублей. Дебиторская задолженность по состоянию на 1 января 2021 года составила 11,5 млн. 96,4% выручки сформированы в результате начислений 9 основным операторам связи. Ежегодные доходы МБУ ГЦОДД — 68-69 млн. Основной объем доходов формируется за счет 8 операторов из 44, доходы по которым в 2020 году составили 60,6 млн (93,4% от общей суммы доходов). По состоянию на 1 января 2021 года дебиторская задолженность учреждения по данному направлению деятельности составила 13,3 млн.
Александр Бурмистров, депутат горсовета Новосибирска:
Алексей Носов, общественный деятель:
Решение будет приниматься после масштабной инвентаризации домов
Скидка на оплату штрафа, напротив, уменьшится с 50% до 25%
Больше половины всего объема приходится на тапочки
Наиболее востребованы у воришек красная икра, сладости и спиртные напитки
Соответствующее постановление было подписано мэрией города
Финал игры состоится 22 декабря