Торговые сети отреагировали на изменения, внесенные в №381-ФЗ, и рекомендуют поставщикам «подвинуться» на входе.
— Наши оптовые покупатели говорят, торговые сети им заявляют напрямую: мы своего не потеряем. Да мы обязаны соблюдать закон, но для того чтобы попасть на прилавки вы должны будете скинуть входные цены на 10%. Они монополисты, поэтому выдвигают такие условия. Не согласны — завезем продукцию с Алтая, из Санкт-Петербурга и флаг вам в руки, — заявил на круглом столе в региональном парламенте главный специалист по реализации сельхозпродукции ЗАО «Племзавод Ирмень» Павел Иваровский (в области создана мониторинговая группа, которая отслеживает исполнение №381-ФЗ и возникающие при этом проблемы). — Посмотрите, что происходит: запустили к нам Барнаул, они продают молоко за 25 руб, сбивая цены, и никто им не предъявляет претензии, заявляя, что продукция соответствует ГОСТу. Ритейлерам без разницы какой товар на рынке. Нам прямо говорят, да у вас хорошее молоко, но на вас мы зарабатываем 20 %, а на алтайском — 37 %. Красноярская продукция на полках стоит. Но, когда мы пытаемся выйти на рынок Кемерово и Новокузнецка, к нам тут же приходит местный санэпиднадзор и нагибает по полной программе, заявляя, что «нельзя так далеко везти продавать трехсуточное молоко».
Получение таких писем от партнеров — торговых сетей подтвердили все участники круглого стола. По их словам, участие УФАС в мониторинге цен ритейлеров, ничего не даст.
— Как только производитель — поставщик выступает в роли заявителя по проверке ритейлера, то дорогу в эту сеть для него тут же можно считать закрытой. Рынок сбыта в регионе очень ограничен и потеря одного партнера может сразу срезать 10-15% оборота, — заявили представители ОАО «Бердский хлебокомбинат».
Ведущий менеджер по работе с сетями ООО «Сибирская продовольственная компания» Елена Сидорова добавила, что группа по мониторингу цен будет контролировать стоимость продуктов на полках, а они не изменятся, так как сети заложат выгодные им корректировки в документы с поставщиками, где этот процент уже будет прописан.
— Процесс переговоров по вхождению в сеть занимает до 6 месяцев. Кроме того, сейчас пошло активное движение по переходу ритейлеров на электронный документооборот и там уже точно никто ничего не увидит, — констатировала она.
По словам Сидоровой, обрушение цены товара на этапе соглашения приведет к тому, что на полки придут другие производители с другим качеством продукции, которые могут себе позволить такие условия, а потребитель, в силу экономической ситуации, будет вынужден брать этот товар. Ни ФАС, ни прокуратура, ни другие контролирующие органы не увидят в этом нарушения — все будет полностью соответствовать законодательству.
Коммерческий директор ОАО «Консервщик» Иван Халин также отметил, что требования сетей будут «вшиты» в стоимость продукции на входе и при передподписании договоров ценовая спецификация будет на 10% ниже, чем раньше.
Представитель коммерческого блока ОАО «Сибирский ЛВЗ» Евгений Почитаев отметил, что со многими сетями предприятие уже работает на грани рентабельности.
— Мы разделяем опасение коллег по поводу одностороннего требования сетей по снижению входных цен. У нас ситуация еще более сложная, так как мы не можем изменить оптовые цены — они установлены на федеральном уровне, у нас жестко зарегулирован рынок. Будем смотреть, что будет, — пояснил он.
Павел Иваровский также добавил, что требование сетей о снижении входных цен больно ударит по производителям молочной продукции еще и потому, что в течение полутора лет они не поднимали свои цены. При этом только за 7 месяцев 2016 года стоимость упаковки выросла на 39 %.
— У нас всего три завода в России, которые производят упаковку, и когда они выдвинули новые цены и условия, мы никуда особо пойти не можем, горючее и электроэнергия подорожали и т.д. А теперь нам говорят: делайте входные цены ниже и тогда мы не будем повышать цены на полках, но у нас уже не бьётся экономика. Мы посчитали итоги полугодия и были вынуждены повысить цены на 2,5-3%, — добавил Иваровский. — Необходимо искать пути выходи из ситуации, чтобы производители не разорялись, не резали скот, не увольняли людей. Мы, конечно, извернемся и каждый найдет выход, но нужно приходить к консенсусу.
Замдиректора ЗАО «Агрофирма «Лебедевская» Наталья Трофимова также отметила, что забота о цене на полках подрывает экономику производителей.
— По факту мы уже видим, что сети не пострадают от его введения, и не ущемят свои интересы, а значит мы, имея полную затратную часть, работая на грани доходности, получим новые убытки. Как производителю выживать? — поинтересовалась она.
Участники круглого стола предложили мониторинговой группе сравнить маржу, которую получают производители и продавцы сельхозпродукции, а также настаивали на пересмотре принципов взаимодействия в плане штрафных санкций.
— У «Ашана» сегодня толщина договора с поставщиком около 5 см, в нем жестко прописаны все требования по поставке и если не соблюдаются сроки, объемы, то штрафы колоссальные. В «Мария Ра» по этому направлению работают целые отделы, ритейлеры в принципе очень хорошо зарабатывают на штрафах, у многих они уже выделены в отдельную строку доходов. Если же сети нарушает сроки оплаты, то они находят причины отказаться от выплаты неустойки и в ФЗ этот момент не прописан, — отметили сразу несколько участников рынка.
Замминистра сельского хозяйства области Лариса Яркова подтвердила, что в штрафные санкции для поставщиков могут быть больше, чем поставка товаров за год. В ее практике уже были такие прецеденты.
— Вопрос не в размере штрафов, а в том, как они применяются. Если мне ритейлер в срок не заплатил деньги за поставленный товар, то я должен иметь право не поставлять ему дальше продукцию и не налетать на штрафы, записаны они в договоре или нет — это должно быть прописано в законе. Уведомил и прекратил поставки — только тогда это будет действовать. Сейчас этого нет, мы вынуждены подписывать такие условия договоров с сетями, — констатировал представитель ООО «Татарский мясокомбинат» Андрей Новиков.
Координатор мероприятия, депутат заксобрания Сергей Титков отметил, что предложения участников круглого стола будут проанализированы мониторинговой группой и представлены на федеральный уровень. Кроме того, он отметил, что в регионе рассматривается вопрос по увеличению числа социальных ярмарок, где производители могут торговать свой продукцией сами, а места им предоставляются бесплатно. Часть производителей заявили, что при усилении давления со стороны торговых сетей они будут развивать собственную розницу.
— Сейчас мы продаем через сети 30%. Если будет переломный момент, то будем активнее открывать свои киоски, самостоятельно развивать розничную торговлю, — отметил Павел Иваровский.
В итоге было решено провести круглый стол, где стороны могли бы в формате открытого диалога обсудить озвученные проблемы и варианты их решения.
Изменения, внесенные в Федеральный закон №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» начали действовать с 15 июля 2016 года. В законе с 10 до 5% понижена премия с оборота, введен запрет на обратный выкуп нереализованной продукции, сокращены сроки выплаты за продовольственные товары денег поставщикам — до 8 дней для товаров со сроком годности менее 10 дней, до 25 дней со сроком годности от 10 до 30 дней, и до 40 дней со сроком годности продукции свыше 30 дней. До 20 августа аналитические справки, подготовленные региональными мониторинговыми группами по всей стране, должны быть направлены в федеральную мониторинговую группу, которую возглавляет депутат Госдумы Ирина Яровая. Производителям и ритейлерам области также предложено высказывать свои замечания и предложения по реализации закона по телефону: 223-50-97.
Фото: пресс-служба Заксобрания
Юлия Данилова
Уважаемые читатели, вы всегда можете поделиться своей проблемой, рассказать о ЧП, прислать фото и видео в редакцию.
Мы ждем ваши сообщения по телефону: +7 (995) 575-99-86
Или на электронную почту: infopro54@yandex.ru
Вся информация, размещенная на информационно-аналитическом портале www.Infopro54.ru (тексты, иллюстрации, фотографии, графические материалы, элементы дизайна, видео), охраняется в соответствии с законодательством РФ. Любое использование текстовых материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при упоминании Infopro54.ru и наличии активной гиперссылки на infopro54.ru. Использование (воспроизведение) всех фото и видео-материалов возможно только с письменного разрешения редакции информационно-аналитического портала Infopro54.ru и со ссылкой на портал. Редакция Infopro54.ru не несет ответственность за:
Infopro54.ru — информационно-аналитическое, сетевое издание. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 78381 от 29.05.2020 г, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Новосибирск Медиа» Infopro54.ru - Новости Новосибирска и Новосибирской области. Новости Сибири.
© 2023 г. Общество с ограниченной ответственностью «Новосибирск Медиа» 18+
Infopro54 - Важные новости Новосибирска и Новосибирской области. Новости Сибири
Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна