А где прибыль?

  • 07/06/2019, 10:17
Автор: Юлия Данилова
Этот вопрос актуален для всех предпринимателей, независимо от размера их бизнеса.

Что имеем в виду?

Генеральный директор и совладелец Сибирского офиса ГК «ИНТАЛЕВ» Марина Гусева (Гуляева), хедлайнер майского заседания «Клуба Директоров», считает, что для грамотного ответа на ключевой вопрос, волнующий каждого собственника бизнеса: «Где прибыль?» — прежде всего нужно понимать, а правильно ли в компании эта прибыль считается.

— Прибыли бывают разные: маржинальная, операционная, до налогообложения, чистая прибыль и т.д. Всеми ими нужно управлять и правильно их считать. Для этого в любом бизнесе должно быть три вида отчетов: бюджет доходов и расходов (или отчет о финрезультате/отчет о прибылях и убытках), бюджет движения денежных средств и управленческий баланс. Это трехмерная система координат любого бизнеса, независимо от его размера и сферы деятельности, — говорит эксперт. — Эти три отчета позволят вам ответить на любой вопрос в любой момент времени: «Где прибыль?», «Почему ее нет?», «Почему есть деньги, но нет прибыли?» и т.д. Все руководители и собственники бизнеса обязаны уметь читать эти отчеты.

С ее утверждением согласились многие участники заседания, отметив, что если у руководителя нет финансовой грамотности, ему будут долго «пудрить мозги». В кризис 2014 года по этой причине закрылось множество компаний. Их раздавила не экономическая ситуация, а именно незнание руководителями/собственниками собственного бизнеса.

Точки концентрации в бизнесе

Для получения правильной управленческой отчетности, по мнению Марины Гусевой, важная автоматизация. Однако сегодня многие компании по-прежнему ведут управленческий учет в Excel. В результате они нередко получают некорректные цифры, на основании которых делают неправильные выводы. Мало того — в случае смены сотрудников сложившаяся в компании система отчетности, завязанная на предыдущего специалиста, может разрушиться. Ее слова подтверждает исполнительный директор ООО «Радиотехника» Вячеслав Дель.

— Несколько раз после ухода профильного специалиста наша компания начинала выстраивать систему отчетности практически с нуля. Однако 4 года назад было решено внедрить автоматизированную технологию управления, которую с собой унести невозможно. В результате в 2019 году у нас наблюдается прирост на 70% к предыдущему году, — констатирует Дель.

Разбить на факторы

Напрямую управлять величиной прибыли невозможно, подчеркивает Марина Гусева. Только факторами, из которых она складывается.

— Например, мы едем на автомобиле из пункта А в пункт Б. Но в машине нет педали скорости. Ей напрямую нельзя управлять. Есть педаль газа и тормоза, коробка передач, водитель с мозгами и т.д. Прибыль — это тоже результирующий показатель. Который мы получаем за период по итогам действий всех сотрудников компании. Как минимум нужно управлять расходами, доходами и балансировать, чтобы прибыль была, — рассуждает Гусева. — Прибыль сегодня — это наши действия вчера. Переговоры продавцов – активных продажников, наша маркетинговая активность, наличие ассортимента, трафик магазине, официанты в ресторане, которые медленно работают и т.д. Поэтому предпринимателю нужно найти в своем бизнесе ключевые факторы, чтобы управлять своей прибылью. Причем этим могут управлять люди «в полях», а не в кабинетах.

Кроме того Марина Гусева настоятельно рекомендовала привлекать к управлению доходами и расходами руководителей подразделений (через выделение центров финансовой ответственности и создание финансовой структуры) — чтобы они тоже видели свои процессы через призму денег. Вячеслав Дель поддержал это предложение, отметив, что в компании «Радиотехника» все планы по доходам и расходам обсуждаются еженедельно на совещании руководителей департаментов. В такой ситуации топ-менеджеры отвечают не только за доходы, но и за расходы, то есть заинтересованы в том, чтобы они не росли. Это становится и их ответственностью.

А где прибыль?

Акцент на планировании

— Чтобы управлять прибылью, ее нужно планировать. Нужна цель, а затем нужно анализировать факт, отслеживать отклонения и принимать какие-то управленческие решения. Здесь необходима система бюджетирования — это обязательный элемент, без которого управление прибылью невозможно, — продолжает Марина Гусева.

Стартап-директор Степан Сухих также уверен, что управление бюджетированием — важный инструмент для управления прибылью. Основываясь на собственном опыте, эксперт отметил, что все деньги, вложенные в систему учета и бюджетирования, всегда окупались сторицей.

— Когда ставите стратегические задачи, вы тоже должны управлять прибылью, чтобы понять: правильно ли вы поставили задачу, правильные ли способы используются, нужны ли корректировки. Тут центральное слово — управление прибылью, а не прибыль как таковая, — говорит он.

По словам Сухих, для себя за 20 лет работы он выработал 3 методики, которые всегда использовал в бюджетировании. Это стопроцентное ежемесячное обсуждение ситуации с руководителями, отвечающими за доходы и расходы. При таком анализе, сравнивая свои результаты с планом и с прошлым годом, можно выявить отклонения и с ними работать более глубоко. Второе — мотивация людей. Нельзя разработать мотивацию и KPI навсегда. Это временный фактор, тем более в затратах.

— Я всегда использовал финансовую мотивацию. Если есть у снабженцев уникальная экономия, рацпредложение, замена одного сырья с другим со схожими характеристиками, но более выгодное по цене, что дает существенную экономию, то однозначно их нужно премировать. Иначе таких вещей никогда не будет, — говорит он. — Еще вариант — мотивация руководителя хотелками. Всегда при утверждении бюджета урезаются хотелки, но если руководителю подразделения удалось сэкономить бюджет, он может получить право на их реализацию. Еще одна интересная методика — вовлекать в процесс низовой персонал. Он знает 95% проблем, актуальных для компании. При этом любая реализованная и внедренная идея должна поощряться, а для этого нужно уметь считать ее экономический эффект.

Кроме того, по оценкам участников заседания, для получения прибыли очень важно уметь анализировать управленческую отчетность, а также отчеты продаж в виде каналов продаж, видов продукции, сегментов клиентов, товарных категорий, смотреть по ним маржинальность, количество покупателей, изменение среднего чека, среднюю стоимость контракта, количество активных клиентов, долю каждого канала продаж в общем потоке. Это нужно делать еженедельно и ежедневно. Причем все данные необходимо сравнивать с план-фактом прошлого периода.

— Также нужно проводить внимательный анализ расходов, чтобы понимать, почему выросла та или иная статья. Важно для себя выработать внутренние нормативы. Если компания в них не укладывается, не стоит ждать чуда, вы не заработаете столько, сколько запланировали, — говорит Марина Гусева. — Вроде все это простые и понятные всем вещи, но в последнее время мы наблюдаем рост количества обращений от собственников, экономисты которых не умеют проводить структурный анализ затрат. Это парадоксально!

Где кадры?

Участники клуба директоров отметили, что для выстраивания прозрачной системы управления прибылью, о которой говорят эксперты, нужны, прежде всего, грамотные финансовые директоры, которые на рынке всегда были в большом в дефиците. Руководитель одной из компаний признался, что сменил уже 15 финдиров, но так и не нашел нужного специалиста.

— Важно не брать первого попавшегося специалиста, проверять имеющиеся у него навыки и профессиональные качества, продумать, как вы его будете тестировать— советует Марина Гусева. — Беда нашего образования в том, что в финансовых и экономических вузах хорошо дают мировую экономику, но не учат применять знания на предприятиях. Именно поэтому я всегда рекомендую руководителям принимать на работу экономистов с прикладным образованием, например в строительстве, и потом подтягивать нужные вам компетенции.

Роман Фалалеев, предприниматель, акцентировал внимание еще на одну проблему. По его словам, далеко не все руководители умеют читать отчеты, которые составляют финдиректоры. При этом именно топы задают параметры отчетов, которые они готовы принимать. В такой ситуации перед собственником может встать вопрос: кого легче поменять — финдиректора под руководителя или наоборот. Гусева подтвердила, что заказчиком системы управленческого учета в компании являются руководители, именно они задают финансовой службе требования, в каких разрезах должны составляться отчеты.

— В такой ситуации профессиональный финдир должен сделать отчет бизнесовым — то есть таким, чтобы топ-менеджер мог его прочитать и принять в работу. Но для этого у самого руководителя тоже должны быть определенные знания в управлении финансами, — в очередной раз подчеркивает эксперт.

Степан Сухих считает, что многое зависит и от кругозора финансового директора, который должен понимать, как бизнес генерит прибыль, и разбираться во всех нюансах этого процесса.

— У меня в работе было огромное количество кейсов и только один пример, где было стопроцентное понимание процесса бюджетирования и финансов между руководителями и финансовой службой. Это был «Новосибирский жировой комбинат», — вспоминает Сухих. — В любой компании важно выстроить правильный учет. Без этого ни руководитель, ни финдиректор не смогут контролировать процесс и понять, правильные ли принимаются решения. Если у финдира не получается донести до директора информацию, возникает конфликт — и проиграет в этом случае финдиректор.

Он привел пример из практики, когда выстраивал систему бюджетирования в сельхозхолдинге. Работа шла в течение 3-4 лет, но руководитель не верил в предлагаемые инструменты и отчеты. В результате система в половине внедренных предприятий затухла.

— Когда внедряешь такие инструменты и отчеты, нужно быть готовым, что может получиться кардинально не то, что ты думаешь, — предупреждает Сухих.

Евгений Богач, коммерческий директор компании «Минводы Боржоми», добавляет, что составить грамотную отчетность — только половина дела. Эту информацию крайне важно вверять в руки честных людей, которые будут использовать данные во благо компании.

— К сожалению, в моей практике были ситуации, когда сотрудники манипулировали показателями. В итоге план продаж выполнялся, а прибыли не было. Когда проанализировали ситуацию, выяснилось, что по ряду клиентов на 1 рубль выручки мы получали 2 рубля убытка. Отказавшись от этих партнеров, компания потеряла в выручке, но получила положительный результат в целом, — комментирует он.

Степан Сухих также считает, что отрицательные сделки нужно убирать из бизнеса: если это сделать, то кардинально изменится структура постоянных и переменных затрат.

БизнесХаки от экспертов «Клуба Директоров»

 Вячеслав Дель, исполнительный директор ООО «Радиотехника»:

— Самое главное — считать расходы и вести управленческий учет.

 Игорь Шубин, заместитель директора по финансам «Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А.Чаплыгина», полуфиналист конкурса «Лидеры России»:

— Когда уходит один человек и ему на смену приходит другой, теряются знания и понимание процессов. Чтобы это минимизировать, нужно больше регламентировать и автоматизировать как можно больше процессов, тогда накопленные знания останутся в компании.

 Марина Гусева (Гуляева), генеральный директор и совладелец Сибирского офиса ГК «ИНТАЛЕВ»:

— Сначала нужно научиться считать и вести учет цифр, а потом уже управлять ими. Если ты не видишь цифр, то управлять невозможно. В такой ситуации принятие решений происходит на уровне интуиции.

 Степан Сухих, стартап-директор:

— Любую проблему можно понять только анализируя ее с разных сторон. Я считаю, если директор не отличает баланс и бухгалтерскую прибыль от бюджета доходов и расходов, от бюджета движения денежных средств, он обязательно ошибется — до уничтожения бизнеса. Я видел единицы людей, которые это понимают. Только видя эти вещи, ты будет правильно задавать вопросы тем людям, которые их готовят, и мысль начнет работать правильно.

Богач Евгений, коммерческий директор компании «Минводы Боржоми»:

— Бюджетирование, контроль и управление бюджетами — это все-таки командная задача. В этот процесс должны быть вовлечены ответственные сотрудники на каждом этапе. Часто бывает, что директор с финансовым директором забюджетировали, передали подчиненному, а он не справляется. Обратная связь должна идти в две стороны. Вовлечение персонала — это залог многогранного взгляда на ситуацию.

Фото предоставлено Клубом Директоров

Популярное с сайта

Новости Сибири

Требования к качеству отделки квартир в новостройках доработают

Это необходимо для решения такой злободневной для застройщиков проблемы, как «потребительский экстремизм».
Новости Сибири

«Обувь России» проведет ребрендинг

Компания решила поменять позиционирование и отказаться от слова «обувь» в названии.
Новости Сибири

Обнаружено редкое сочетание: есть ли в Новосибирске новостройки возле метро в классе «доступное жилье»?

В 900 метрах от метро «Золотая Нива» возводится ЖК «Акация на Лежена». Срок сдачи жилого комплекса — 1 квартал 2023 года.

Госдума отказалась сделать 31 декабря выходным днем. Как Вы к этому относитесь?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Лента новостей
Новости Сибири

Подписаться на новости

Введите свой e-mail

 
×
×
Ноябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  
×
Arrow
Arrow
Slider
×
Arrow
Arrow
Slider
×
Arrow
Arrow
Slider
×





Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта
Я согласен (согласна)

×

Оставьте свои контакты и наш менеджер свяжется с вами, чтобы уточнить необходимые данные.



Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта
Я согласен (согласна)

×

Оставьте свои контакты и наш менеджер свяжется с вами, чтобы уточнить необходимые данные.



Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта
Я согласен (согласна)

×
Андрей Травников

Губернатор Новосибирской области. В 2019 году возглавил реготделение партии «Единая Россия». За эффективную работу губернатора и областных органов исполнительной власти регион вошел в десятку лидеров рейтинга и получил из федерального бюджета 1,4 млрд рублей, в область пришли деньги на разморозку перинатального центра, строительство волейбольного центра, ЛДС. Урегулировал взаимодействие между исполнительной и законодательной властью, а также правительством и мэрией Новосибирска.

×
Андрей Травников

Мэр Новосибирска. В сентябре второй раз выиграл выборы на пост главы города. Добился увеличения в бюджет города налогов (УСН), ранее поступавших в областной бюджет

×
Андрей Шимкив

Спикер регионального парламента. Назначен куратором выборной кампании в региональный парламент и горсовет от партии «Единая Россия». Продвигает создание законов по регулированию лесной отрасли, был одним из инициаторов модернизации закона об аграрной политике.

×
Андрей Панферов

В 2019 году руководил реготделением партии «Единая Россия», параллельно работал в статусе вице-спикера регионального парламента. После назначения главой реготделения Андрея Травникова, стал его заместителем. По версии исследования, проведенного новосибирским Институтом политики и технологий и алтайским Центром политического консалтинга, является лидером рейтинга по уровню доверия избирателей среди депутатов Законодательного собрания.

×
Сергей Бойко

Координатор регионального штаба Алексея Навального в Новосибирске. Получил второе место на выборах мэра города. Заявил о готовности принять участие в выборах в горсовет Новосибирска в 2020 году.

×
Наталья Пинуc

Депутат горсовета Новосибирска. Участвовала в выборах мэра от «Российского общенационального союза». Активно поднимала темы задолженности застройщиков за аренду земли, размещения мусорных полигонов, утилизации ТБО.

×
Антон Горестов

Совладелец федеральной сети стрит-фуда «Дядя Дёнер», основатель сети Primetime.

Расширение сети кафе Primetime, запуск проекта «фабрика-кухня», разработка проекта по корпоративному питанию. Переформатирование сети бутик-отелей Ahotels в службу бронирования. Выход на долговой рынок.

×
Александр Лубенец

Финансист, инвестор, председатель НРО ООО «Российский Союз Налогоплательщиков», руководитель комиссии по устойчивому развитию региона и вопросам инвестиционного климата Общественной палаты Новосибирской области. Реализация масштабного проекта по добыче золота в Алтайском крае. Подготовка предложения по регулированию добычи стратегических ресурсов, которые сейчас переданы на рассмотрение в Госдуму и Совет Федерации.

×
Игорь Дедюхин

Гендиректор ООО «РоссПак». Запуск нового производства в Промышленно-логистическом парке. В 2019 году за счет новой площадки компания планировала увеличить выпуск продукции на 25%, в 2020 году — на 30-40%.

×
Борис Горкунов

Руководитель и собственник ГК «Горкунов». В 2019 году началась реконструкция производственных площадей тепличного комплекса «Новосибирский», который будет перепрофилирован под розы. В 2020 году компания планирует приступить к выращиванию цветов на срез. Запустил реализацию проекта по созданию в Колывани селекционно-генетического центра по разведению крупного рогатого скота.

×
Виталий Хан

Гендиректор ОАО «СКТБ «Катализатор». В рамках программы реиндустриализации «СКТБ «Катализатор» реализует проект «Реализация технологической инициативы КИТ: Катализаторы, Инжиниринг, Технологии». На площадке предприятия в Новосибирске создается научно-технологический центр прикладного катализа мирового уровня по разработке современных катализаторов и адсорбентов. В 2019 году компания приступила к реализации проекта «Национальный центр инжиниринга и испытаний катализаторов», в его рамках планируется создание на площадке в Новосибирске парка пилотных установок по основным процессам нефтепереработки, на которых можно было бы проводить испытания катализаторов в реальных условиях работы установок на конкретных НПЗ и на реальном сырье. Участвует в проекте «Строительство завода по производству солей и редкоземельных металлов» в ТОСЭР «Линево».

×
Сергей Грибов

Бизнесмен и девелопер (ГК «Новоград»). Освободился из мест заключения в ноябре 2019 года. Намерен опротестовывать выдвинутые против него обвинения. Учредитель Новосибирской региональной общественной организации правовой и социальной помощи участникам пенитенциарной системы «Сибирский острог». Работает над рестартом МФК «Снежная миля». Дорожную карту по развитию проекта планирует представить в марте 2019 года.

×
Модернизация аэропорта Толмачево и его инфраструктуры

 

В ценах 2019 года совокупная сумма инвестиций в два этапа модернизации аэропорта составит 20 млрд рублей. Около 3,6 млрд рублей будут инвестированы в реконструкцию ВПП-2 (взлетно-посадочная полоса). Сейчас руководство аэропорта ведет переговоры о реконструкции ВПП-1. Еще около 4 млрд рублей планирует вложить в строительство новой ВПП Минобороны РФ и 4 млрд рублей — в создание дополнительных рулежных дорожек — Минтранс РФ.

×
Сырзавод Холдинга «ЭкоНива»

В 2019 году началось строительство сырзавода Холдинга «ЭкоНива» в Маслянинском районе. Общий объем инвестиций — 20 млрд рублей. Предприятие станет одним из крупнейших в России производителей широкого ассортимента молочной продукции, в том числе сыров российской, голландской, швейцарской групп, сливочного масла, йогуртов и сухой деминерализованной сыворотки. Ввод объекта в эксплуатацию запланирован на 2020 год.

 

×
Логистический комплекс «Почты России»

На объекте логистического комплекса уже закрыт корпус, идет поставка и установка оборудования. Запуск намечен на 2020 год. Это будет один из крупнейших в России логистических центров площадью около 50 тысяч кв. м. Расчетная пиковая нагрузка — до 2 млн отправлений в сутки.

 

×
Завод PepsiCo по производству снеков

Новое предприятие станет третьей производственной площадкой в России, выпускающей данную продукцию. Объем инвестиций в проект — не менее 10 млрд рублей. На новом производстве будут созданы около 900 новых рабочих мест (без учета сопутствующих рабочих мест, связанных с ресурсным и сервисным обеспечением площадки). Запланирована установка 4 производственных линий, которая будет осуществлена в несколько этапов с 2019 по 2022 год. Завод намерен покупать сырье у новосибирских сельхозпроизводителей.

 

×
Завод «Ангиолайн»

Новый производственный комплекс компании ООО «Ангиолайн» сдан на год раньше запланированного срока. Инвестиции в строительство составили более 500 млн рублей. Новый научно-исследовательский и производственный центр занимает 9,5 тысячи кв. м, что позволит нарастить производственные мощности более чем вдвое. Благодаря этому будут созданы принципиально новые возможности для производства инновационных медицинских изделий с целью лечения сердечно-сосудистых заболеваний.

 

×
ПФК «Обновление»

Единственная фармкомпания не только в России, но и в мире, которая перешла на стопроцентную маркировку всей своей продукции. Линии по маркировке были запущены в декабре 2019-го, несмотря на то, что правительство РФ перенесло срок вступления в силу закона на середину 2020 года. Объем инвестиций в оборудование для нанесения кода Data Matrix на продукцию в компании не называют. На производственной площадке в Сузуне недавно, в декабре 2019 года, компания запустила полномасштабное галеновое производство. В 2020-м запланирован запуск еще нескольких производственных площадок. Сегодня компания выпускает каждую тридцатую упаковку лекарственных препаратов (сейчас выпуск составляет 15-20 млн упаковок в месяц). Задача: к концу 2021 года выйти на производство 300 млн упаковок в год.

 

×
Правила голосования

 

В голосовании принимают участие читатели информационно-аналитического портала Infopro54.ru. 
Голосование является независимым и анонимным.
Выбирайте в трех номинациях наиболее достойные персон и проекты с вашей точки зрения. Голосование продлится до 31 января 2020 года. 
После этого редакция портала Infopro54.ru подвеет итоги голосования.
Чтобы получить информацию о персоне или проекте,  нужно нажать на подпись под фотографией.
Важное условие: один читатель может выбрать только 1 номинацию в каждой категории.

 

×

Оставьте свои контакты и наш менеджер свяжется с вами, чтобы уточнить необходимые данные.



Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта
Я согласен (согласна)

×

Извините! Страница пока в разработке!

×

Эксклюзивный материал

Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

×
Верховенство российского права

Речь идёт о том, что российское законодательство предлагается сделать приоритетным над международными правовыми нормами и регламентами. То есть Конституционный суд будет давать оценку всем решениям международных организаций, и если они окажутся противоречащими Конституции РФ, их реализация на территории России станет невозможной.

×
Ограничения в гражданстве для должностных лиц

Членам Правительства РФ, Совета Федерации, судьям, депутатам Госдумы, государственным служащим будут запрещёны вид на жительство или гражданство иностранного государства.

×
Ужесточение требований к кандидату в президенты

Главой государства гражданин сможет избираться не более двух раз, вне зависимости от того, следуют сроки подряд или нет. Также кандидат в президенты должен проживать на территории России не менее 25 лет и не иметь гражданства или вида на жительство иностранного государства.

×
Закрепление роли Госсовета

Вместо консультативной функции Государственный совет, состоящий из руководителей Совета Федерации, Государственной думы, лидеров её фракций и высших должностных лиц субъектов Федерации, будет наделён полномочиями по определению основных направлений государственной политики и координации работы органов государственной власти.

×
Отклонение президентом законов

Президент сможет отклонить принятый Госдумой закон через Конституционный суд РФ. Но это в случае, если суд признает его противоречащим Конституции.

×
Увеличение полномочий Совета Федерации и Государственной думы

После внесения поправок Совет Федерации, помимо текущих своих полномочий, сможет назначать судей и председателей судов и отстранять их от должности, а также консультировать президента относительно кандидатур на должности министров и прокуроров субъектов РФ. У Госдумы появится право утверждать кандидатуру председателя и членов Правительства РФ.

×
Социальная поддержка населения.

Речь идёт о закреплении в Конституции уровня МРОТ не ниже прожиточного минимума, а также обязательной регулярной индексации пенсионных выплат.

×
Наверх в Новости Новосибирска