Торговая недвижимость теряет арендаторов, покупателей и инвесторов

Дата:

Эксперты говорят о том, что ТЦ выставляются на продажу с дисконтом от 30% и более.

Рынок смещается в «эконом»

Активность на сегменте торговой недвижимости сегодня упала по всей стране. Об этом заявил президент Российского совета торговых центров (РСТЦ), первый заместитель директора АО «Корпорация А.Н.Д» Дмитрий Москаленко, выступая на форуме «Дни ритейла в Сибири».

— По всей отрасли идет снижение трафика. Среднее падение составляет от 5 до 15%, но есть и тяжелые случаи — до 30%. Объекты, где трафик сохранился или вырос, можно пересчитать по пальцам. Например, ТЦ «Авиапарк» или ТЦ «Афимолл» в Москве, — констатировал он. — Что касается выручки ТЦ, то в основном люди прогнозируют, что она будет на уровне 2021 года. Это связано с инфляцией и индексацией договоров. Если, конечно, экономическая ситуация не ухудшится.

Новосибирские производители одежды хотят зайти в торговые центры

Директор департамента развития внутреннего торговли Минпромторга РФ Никита Кузнецов согласился, что в сегменте профессиональной торговой недвижимости сейчас наступают очень нелегкие времена. Особенно для тех ТЦ, которые работают с люксовым сегментом.

— Нужно искать другие пути решения повышения маржинальности бизнеса при падении трафика. Многие ТЦ формировали покупательский поток за счет известных брендов. Одно дело брать аренду с оборота такого бренда даже по льготным условиям — 5-6%, а другое — 15% с такого бренда, к которому никто не идет, — рассуждает он.

Основатель Renton Yard (Москва) Дарина Солодкова рассказала, что в портфеле компании обычно 20-30% составляет офисная недвижимость, 30% — торговая недвижимость и ТЦ, а остальное — земельные участки под строительство ТЦ до 5 тысяч кв. м, коммерческих объектов, жилищного строительства.

— Сейчас максимальный портфель — только торговля до 6 тысяч кв. м с чеком на продажу до 300 млн рублей. Никаких офисов, так как в таких объектах огромная ротация арендаторов. Нам повезло, что в наших бизнес-центрах до 3 тысяч кв. м есть клиники, нотариусы, которые обеспечивают хоть какую-то активность. От стройки мы вообще уходим, так как ее доходность снизилась с 40 до 15-20%. Мы уходим от модных помещений в центральных районах города в районники, в магазины на трассе, развиваем объекты в области, так как сетям нужно открыть еще около 700 магазинов, — поясняет она.

Бренды, которые покинули Россию, смогут вернуться только на новых условиях

К позитивным моментам Дмитрий Москаленко отнес тот факт, что органы исполнительной власти в ряде регионов, несмотря на сложную экономическую ситуацию, не отказывают в помощи отрасли. Например, в Екатеринбурге.

— При сборе определенных данных, при готовности представителей отрасли в лице собственников и управляющих компаний торговых центров делиться информацией о текущих финансовых результатах, власти готовы вносить изменения в кадастровую стоимость имущества, снижать процент налога на имущество либо вводить мораторий, — пояснил эксперт.

Для сравнения: в Москве эта работа идет очень тяжело. Поступления по налогу на имущество в столице составляют 5% от общего объема налоговых отчислений в бюджет. По словам Дмитрия Москаленко, московские власти декларируют, что их помощью бизнесу является тот факт, что процент налога на имущество второй год не увеличивается.

— Между тем в некоторых регионах налог на имущество сегодня составляет около 20% от выручки, которую собирает объект. Это близко к удушению экономики предприятия, так как есть немало других категорий затрат, которые несет этот актив. Такой налог на имущество с учетом его регулярной переоценки будет паразитировать на сегменте торговой недвижимости. В этой ситуации перспективы обновления объектов оказываются под вопросом. Сегодня это основная боль рынка, — подчеркнул эксперт.

Что с брендами?

Однако задачей №1, по мнению Дмитрия Москаленко, для рынка торговой недвижимости является вопрос с арендаторами. Он напомнил, что сейчас уже определился перечень брендов, которые четко заявили о своих планах по уходу из России и завершении российской истории бизнеса. Но некоторые из ушедших вполне могут вернуться.

В районе ОбьГЭСа построят трикотажную фабрику

— Например, новость, что сейчас везде муссируется, по поводу решения собственника бренда Zara. По всей видимости он все-таки остается. Хотя в наших ТЦ мы уже работали над тем, кем заменить этот бренд. По слухам, запуск запланирован на второй квартал 2023 года. Поживем — увидим. Для возобновления работы, в принципе, достаточно 2-3 недель, а дальше все будет зависеть от того, как сработает команда, как она наладит логистику. По остальным брендам Inditex пока ничего неизвестно, — комментирует эксперт. — В целом хочу сказать, что для части брендов, которые приняли решение об уходе, сейчас удобный повод сделать этот шаг без потери лица, так как они уже были на российском рынке не очень успешны.

Никита Кузнецов отмечает, что сейчас пока непонятно, сколько времени у ТЦ займет формирование новой матрицы брендов взамен ушедших.

— С другой стороны, зарубежные бренды сами устроили себе самооскопление, прекратили свой маркетинг в РФ — и это дает возможность для рождения наших брендов, которой мы до сих пор были лишены, так как находились в неравных условиях борьбы с мощнейшими транснациональными операторами, — добавил он. — Пока непонятно, как быть с кинотеатрами, которые являлись мощнейшим якорем ТЦ, но сегодня находятся на нуле, так как не решен вопрос с параллельным импортом фильмов без согласия правообладателя. Сейчас ключевые правообладатели запретили прокат новых фильмов в России, а кинотеатр не может эффективно работать без нового блокбастера хотя бы раз в месяц.

Новосибирские бренды одежды. Истории с продолжением…

В целом, по словам Дмитрия Москаленко, по объектам группы компаний «Корпорации А.Н.Д» вакантность сегодня составляет не более 5%, и в корпорации понимают, что делать с теми, кто окончательно уйдет с рынка.

— Если говорить в целом по рынку, то, к сожалению, текущего объема ритейлеров, представленных в России, недостаточно, чтобы занять все высвобождающиеся вакансии из-за ухода иностранных брендов. По нашим оценкам, речь может идти о 2-3 млн кв. м. Заменить такое количество магазинов и товаров будет непросто. Думаю, что на это уйдет не менее года, при условии, что не будет ухудшаться экономика, наладится логистика, а органы исполнительной власти окажут содействие по развитию мощностей, которые приведут к созданию новых рабочих мест в РФ. Либо выровняется таможенная политика, так как сейчас из-за таможенных платежей завезти готовую продукцию из-за рубежа и продать в России выгоднее, чем завозить сырье и производить товар на территории РФ, — комментирует Дмитрий Москаленко.

Но эксперт отметил, что на российском рынке уже появляются отечественные бренды, качество которых сопоставимо с предложениями иностранных компаний. При этом по цене они в разы дешевле. Пока это штучный товар, который представлен в крупных городах: Москва, Санкт-Петербург, Саратов и т.д.

— Для сравнения: за полгода из России ушли около 130 брендов, а появилось от силы 10 отечественных. В то же время месяц назад на выставке в Москве из 2,5 залов 2 были заняты отечественными производителями. И ползала — турецкими. Лично я нашел куртку качества Gant от производителя из Нижнего Новгорода по цене в 3 раза дешевле. Меня эта вставка восхитила с точки зрения предложений от отечественных производителей: у них есть лен, хлопок, верхняя одежда, современный ряд аксессуаров, — перечисляет Москаленко. — Видно, что Минпромторг РФ работает. У многих компаний легкой промышленности мощности загружены на 110%. Если тема с развитием технопарков, налоговыми льготами, поддержкой в виде аренды станков сохранится, то через 3-5 лет мы получим очень хороший результат для российской отрасли легпрома.

В то же время эксперт отметил, что в ритейле постепенно начинает развиваться тема параллельного импорта. Так, например, магазины появляются на Дальнем Востоке, но признал, что ритейлеры открывают их на свой страх и риск.

Ставка на индивидуальный подход

Дарья Солодкова обращает внимание еще на один тренд. В конце сентября в компанию стало поступать много звонков от людей, заинтересованных в передаче своих объектов под управление.

— Мы понимаем, что в состоянии управлять недвижимостью от 300 до 30 тысяч кв. м. При этом мы точно видим, что сейчас нет никаких типовых подходов в управлении ТЦ — для каждого приходится разрабатывать индивидуальный проект. Мы смотрим в сторону dark store, где-то пытаемся сами организовать бизнес, где-то — привлечь турков. Что точно можно сказать собственникам и управляющим ТЦ: сейчас можно забыть про все старые доходности. Мы работаем в совершенно новой реальности.

Индийские компании стремятся заменить IKEA

Об интересе собственников недвижимости к передаче активов в управление ранее редакции рассказывал и основатель девелоперской компании «Отелит», региональный представитель Российского совета торговых центров (РСТЦ) в Сибири и Новосибирске, сопредседатель НРО «Деловая Россия» Евгений Бурденюк.

— Сейчас к нам поступает много запросов об оперативном управлении коммерческой и торговой недвижимостью. Мы видим, что собственники бизнеса резко принимают решение об отъезде и затем дистанционно начинают урегулировать вопросы с имеющейся в России недвижимостью, — говорил Бурденюк. — У нас есть иностранные партнеры, поэтому мы заключаем сделки по управлению недвижимостью, пока собственники принимают решение о том, чем будут заниматься дальше. Но чаще всего договор подразумевает последующую продажу объектов. Такой тренд на рынке сформировался с весны 2022 года.

Он пояснял, что если объект выставляется на продажу, то по нему идет дисконт от 10 до 30%. Покупатели на такие предложения сегодня есть, но покупать по рыночным ценам они не будут.

— Про рыночные цены на коммерческую недвижимость, на мой взгляд, сейчас в принципе можно забыть. Даже с хорошим дисконтом сделок будет немного, — прогнозировал Евгений Бурденюк.

Бизнес-модель торговой недвижимости полностью меняется

Дарья Солодкова также рассказала о стратегии работы своей компании в ближайшее время, но отметила, что это мнение основано на профиле компании, которая специализируется на спекулятивных сделках. Каждый собственник ТЦ должен разрабатывать свою стратегию развития в новой реальности.

— Никаких крупных покупок и больших проектов под 20 тысяч кв. м и стоимостью дороже 300 млн рублей. Я искренне не понимаю, что сейчас делать людям, у которых ТЦ на 100 тысяч кв. м. Не понимаю, как они живут. Когда турецкие бренды зайдут на российский рынок — неизвестно, в кино мы сейчас не ходим, большинство продуктов приобретаем онлайн, — рассуждает эксперт. — С другой стороны, сейчас в бизнесе, которым я занимаюсь, есть и интересная тенденция. В кризисное время инвестор может приобрести хорошие активы. Рынок падает, люди продают объекты недвижимости с дисконтами от 30%. Цены на 1 га земли с документами упали с 1 млрд до 550-600 млн рублей. Мы, к примеру, сейчас активно покупаем интересные активы с прицелом на будущее.

Весь комплекс проблем, с которыми сегодня столкнулась торговая недвижимость, по словам Никиты Кузнецова, не настраивает отрасль на веселый лад, но искать выход из ситуации нужно.

— Ситуация, в которой оказалась отрасль, с нами надолго. Нужно думать о внедрении каких-то законодательных изменений. Мы готовы прислушиваться к предложения отраслевого сообщества и полностью открыты для сотрудничества, — подчеркнул чиновник.

 

Ранее редакция приводила мнение экспертов о том, что происходит на рынке торгового ритейла. А также о том, почему на рынке легпрома тормозит импортозамещение

Фото редакции

Владимир Владимиров: В любой сфере на каждых сто довольных клиентов всегда будет один недовольный

«Более 50% людей приходят в компанию не из-за рекламы, а по рекомендации тех, кому мы уже помогли»

0
0

«Достигли потолка»: рынок пекарен в городах Сибири прекратил расти

К концу 2025 года рынок пекарен в сибирских городах демонстрирует разные стадии адаптации формата. Например, в Новосибирске он стабилизировался. Сейчас в городе работает 547 пекарен, сообщили эксперты «AVG Недвижимость».

— Показатель практически не изменился по сравнению с октябрем и лишь незначительно ниже августовского уровня. Это указывает на переход рынка к фазе стабилизации после активного роста в предыдущие периоды, — констатировала Анна Гусева, владелица агентства «AVG Недвижимость».

Читать полностью

Обновленный самолет Tango поднялся в воздух над Новосибирском

Компания Spectra Aircraft (входит в S7 Group) и СибНИА им С.А. Чаплыгина (СибНИА) провели первые летные испытания обновленной модификации легкомоторного самолета Tango. Они прошли на базе института. Продолжительность полета составила 10 минут. Специалисты проверили работоспособность систем, управляемость и летные характеристики.

— Обновленная модификация самолета отличается улучшенными весовыми, аэродинамическими и взлетно-посадочными характеристиками, — отметил Александр Степанов, генеральный директор Spectra Aircraft.

Читать полностью

Определен девелопер для застройки Октябрьского района Новосибирска

Мэрия Новосибирска подвела итоги аукциона на право заключения договора о комплексном развитии территории (КРТ) в границах улиц Грибоедова, Кирова, Автогенной, Коммунстроевской, III Интернационала в Октябрьском районе.

На старте за площадку 21 га просили 283.8 млрд рублей. В торгах приняли участие две компании: ООО «Жилой район Ново-Николаевск. Новосибирск. СЗ» (входит в ГК «Брусника») и ООО СЗ «Страна М 12» (входит в ГК «Страна Девелопмент»). Участники торгов сделали всего один шаг. В итоге участок получила «Страна Девелопмент», которая заплатит по договору 297,8 млн рублей.

Читать полностью

Девять новых платных парковок откроются в Новосибирске

С 26 декабря в Новосибирске появятся девять новых платных парковочных пространств. Об этом на совещании мэра рассказал глава дорожно-благоустроительного департамента городской администрации Александр Стефанов.

— Это улица Мичурина в районе Центрального рынка. Улица Спартака — это городская детская клиническая больница. Большевистская — Сквер юности, там будет 67 парковочных мест, это в районе набережной. Кирова — супермаркет «Бахетле». Фрунзе — ЖК «Созвездие». Добролюбова — это гостиница «Ривер Парк», это 112 парковочных мест. И на Немировича-Данченко, у ледовой арены, — отметил Стефанов.

Читать полностью

Запрет на публикацию данных с беспилотников ввели в Новосибирской области

Антитеррористическая комиссия Новосибирской области запретила публиковать и распространять в СМИ и интернете информацию о применении и последствиях террористических атак с использованием беспилотников.

Запрет распространяется на фото- и видеоматериалы, а также на публикацию географических координат в СМИ. В сообщении говорится, что запрет введен для снижения рисков утечки информации о террористических атаках.

Читать полностью

Эстакада четвертого моста проходит рядом с окнами новосибирцев

Жители Новосибирска, проживающие на улице Станционная, недовольны тем, что окна их квартир оказались в нескольких метрах от нового съезда с четвертого моста. Люди пишу в СМИ, интересуются кто так проектировал объект и не понимают, как будут жить летом, когда придет жара и окна невозможно будет закрывать.

На данный момент съезд упирается в окна домов № 8, 10, 12, перекрывая свет и открывая обзор в квартиры.

Читать полностью

Владимир Владимиров: В любой сфере на каждых сто довольных клиентов всегда будет один недовольный

«Более 50% людей приходят в компанию не из-за рекламы, а по рекомендации тех, кому мы уже помогли»

Прямым текстом

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.


Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы подписки на рассылку новостей в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

 
×
Поиск по автору:
×
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
×





    Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы «Предложить новость» в соответствии с Политикой конфиденциальности
    Я согласен (согласна)


    ×

    Эксклюзивный материал

    Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией infopro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

    ×

      Участие в конференции бесплатно






      Формат участия:


      Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

      ×

        Участие в конференции бесплатно







        [recaptcha size:compact]
        Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

        ×
        На нашем сайте используются файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, Вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с условиями их использования
        Понятно
        Политика конфиденциальности