Всегда на связи: цифровые сервисы меняют отношения бизнеса с потребителями в России

  • 29/10/2025, 09:00
Искусственный интеллект оптимизирует отношения с клиентами и расходы компаний

Идти от болевых точек

Взаимодействие бизнеса и потребителей во всех отраслях стремительно трансформируется в пользу углубленной цифровизации. Но у этой трансформации есть определенные «болезни роста». Как отмечает Алексей Пахомов, директор МТС в Новосибирской области, нередко управленцы хотят сразу максимально автоматизировать бизнес, закрыть все задачи и решить все проблемы. Он считает, что не нужно внедрять все и сразу.

Алексей Пахомов

— Стоит начать с одной, самой болезненной точки взаимодействия с клиентом. Например, если перегружена поддержка — начать с чат-бота. Если много жалоб — с речевой аналитики. Главное — ясно понимать, какую бизнес-задачу решает технология. И затем постепенно внедрять другие необходимые сейчас и конкретному бизнесу функции, — комментирует Алексей  Пахомов.

Вместе с экспертами и представителями компаний из разных отраслей Infopro54 разобрали, как технологии помогают бизнесу не просто общаться с клиентом, а делать это эффективно, увеличивая продажи и улучшая сервис.

Умные чат-боты в топе инструментов

Наиболее распространенной технологией, которую встраивает в бизнес-процессы большинство компаний, сегодня являются чат-боты. Например, в МФК «Лайм-Займ» для типовых обращений работает интеллектуальный чат-бот с применением AI-технологий. Если же ответ оказывается недостаточным и не удовлетворяет клиента, к диалогу подключается специалист.

По словам Артема Павлова, коммерческого директора ГК Lime Credit Group, «умный» чат-бот позволяет разгрузить операторов.

Учредитель компании E.Com Trading, серийный предприниматель в сфере электронной коммерции на маркетплейсах Богдан Банников отмечает, что в ритейле «умные» чат-боты сегодня чаще всего используются в соцсетях, когда поступает много вопросов и комментариев, и необходимо выстроить первичную коммуникацию с клиентами. По его словам, это дает серьезную оптимизацию расходов. Кроме того, в электронной коммерции чат-боты сокращают количество брошенных корзин.

Богдан Банников

— То, что раньше должен был делать человек, сейчас берет на себя ИИ-агент — ответы на вопросы покупателей: наличие товара, статус заказа, условия доставки и возврата, комментарии по отзывам на товары. Для продавца плюс в повышении скорости реакции — ответ прилетает мгновенно, — поясняет он.

В медицинских клиниках, МФЦ через чат-бот сегодня можно записаться на прием. На сайтах авиакомпаний — проверить рейс, выбрать место, уточнить правила бронирования.

Алексей Пахомов напоминает, что сегодня чат-боты — это системы на базе AI, которые учатся, понимают контекст и решают типовые запросы.

— «Умные» чат-боты не только разгружают колл-центры, автоматизируя типовые запросы, но и напрямую генерируют продажи, проводя первичную квалификацию лидов. Чат-боты могут решать разные важные задачи: от блокировки карты и передачи показаний счетчиков до отслеживания заказов и статусов рейсов в реальном времени. Кроме того, использование этой технологии позволяет компании повысить лояльность, а также высвободить ресурсы для более сложных задач, — поясняет эксперт.

По прогнозам DemandSage, в 2025 году мировой рынок чат-ботов достигнет $10,32 млрд. К 2029 году — $29,5 млрд при среднем ежегодном темпе роста (CAGR) 30%.

Голосовые роботы вовлекаются в диалог

Голосовые роботы вовлекаются в диалог

Фото: freepik.com/Автор: freepik

В регионах России, в том числе в Новосибирске, растет интерес к роботизированным системам, которые могут самостоятельно звонить по заданному списку номеров и воспроизводить голосовое сообщение или вести диалог по простому сценарию. Это может быть напоминание о задолженности или визите к врачу, автоматизированный опрос после оказания услуги. Многие медцентры города применяют роботов для сбора обратной связи от пациентов по оказанным услугам, а также для распространения информации об акциях.

Учредитель девелоперской компании «Отелит» Евгений Бурденюк отмечает, что голосовые ассистенты в Telegram мгновенно реагируют на обращения клиентов, консультируют, присылают напоминания и даже подбирают объекты по заданным параметрам.

Евгений Бурденюк

Сейчас компания тестирует голосового робота, который может вести непринужденный диалог с клиентом

По данным платформы МТС Exolve, некоторые УК в регионах России уже более 90% сообщений обрабатывают с помощью ИИ. Речь идет как о сообщениях в чатах, так и звонках. Причем голосовой робот может перезвонить клиенту, если сообщение прервалось, и помнит содержание предыдущих разговоров. Это позволило УК разгрузить сотрудников, которые занимаются более интересной работой. Кроме того, робот прекрасно справляется с предупреждениями об отключении воды, электричества, проведении собраний и т.д.

Артем Павлов добавляет, что голосовые роботы активно применяются в непосредственном консультировании клиентов по типовым частым вопросам или выдаче займов.

Голосовой робот также сегодня актуален для компаний, работающих в доставке: для уведомления клиентов о прибытии, о задержке.

По оценкам Polaris Market Research, в 2025 году рынок технологий синтеза речи в целом может достигнуть $4,1 млрд, а в 2034 году — уже $5,7 млрд. У бизнеса растет интерес к созданию собственных голосовых профилей, которые становятся частью бренда компании.

Речевая аналитика: головокружение от возможностей

Технология обработки и анализ разговоров с клиентами также набирает популярность у новосибирских компаний. Программное обеспечение с помощью AI преобразует речь в текст и анализирует его: определяет тему, эмоциональный окрас, ключевые слова и даже интонацию. В частности, сегодня это актуально для медицины.

цифровые сервисы меняют отношения бизнеса с потребителями в России

Фото: ru.freepik.com/Автор: rawpixel.com

— Все медучреждения в первую очередь развивают каналы коммуникаций с клиентами. Технологии речевой аналитики позволяют в том числе получать информацию об эмоциональном окрасе разговора, а значит, более точно видеть ключевые интересы клиента и более полно реагировать на запрос для максимальной помощи, — говорит генеральный директор сети многопрофильных клиник «Смитра» Петр Смиренко.

В сфере микрофинансирования, коллекторском бизнесе речевая аналитика позволяет выявлять конфликтные ситуации, слепые зоны, анализировать успешные сделки и использовать эту информацию для обучения сотрудников.

В ЖКХ компании поручают ИИ обрабатывать заявки и создавать ежемесячные отчеты, которые потом представляют жителям.

Это снимает много вопросов, признается директор ООО УК «Жилдом» Антон Лапа.

— Полученная от жителей информация плюс массивы данных компании с каждого дома позволяют анализировать ситуацию на объектах, выделять наиболее актуальные проблемы, требующие оперативного решения, планировать финансирование, закупать материалы и т.д., — поясняет собеседник редакции.

По данным исследовательской компании Dimension Market Research, в 2025 году мировой рынок речевой аналитики оценивается в 3,9 млрд долларов. При этом прогнозируется, что к 2034 году объем рынка вырастет до 17,6 млрд долларов, со среднегодовым темпом роста около 18%. Компании хотят видеть не просто записи звонков, а эмоции, тренды и проблемы клиентов, и это двигает рынок.

Алексей Пахомов уверен, что следующий этап развития коммуникаций — это переход к тотальной персонализации и незаметной автоматизации. Связь с клиентом будет возможна в максимально подходящий момент и через удобный для человека канал. Это повысит эффективность взаимодействия бизнеса с клиентом. Второй тренд — нативность, когда граница между общением с роботом и живым специалистом окончательно сотрется. И третий — появление технологий персонального ассистента у клиентов, который сможет взять на себя всю рутину по организации жизни человека: заказ такси, продуктов, запись к врачу и т.д.

Драйверами роста по внедрению ИИ-решений, по словам Пахомова, будут e-commerce, delivery, edtech, fintech, medtech (Электронная торговля, доставка, образование, финансы, медицина. — Ред.) — отрасли, где наиболее востребованы передовые сервисы в коммуникациях с клиентами.

Фото базовое: freepik.com/Автор: freepik 

Фото предоставлены:
А. Пахомов — пресс-службой ПАО МТС. Автор фото: Владимир Сараев
Е. Бурденюка — из личного архива. Автор фото: Софья Бурденюк
Б. Банников — Общественное объединение «VIP-сlub». Автор фото: Николай Мелонов

0
0

СООБЩИТЕ НОВОСТЬ

Уважаемые читатели, вы всегда можете поделиться своей проблемой, рассказать о ЧП, прислать фото и видео в редакцию.
Мы ждем ваши сообщения электронную почту: infopro54@yandex.ru

Вице-председатель Новосибирского областного отделения «Опора России», директор ООО «АБВ-Строй» Евгений Мироненко

Евгений Мироненко: Новосибирская «Опора России» реагирует на все запросы фронта

С 2022 года региональное отделение организовало уже более 15 гуманитарных миссий

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.


Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы подписки на рассылку новостей в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

 
×

Поиск по автору:

×
Ноябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
×






Выражаю согласие на обработку персональных данных, указанных при заполнении формы «Предложить новость» в соответствии с Политикой конфиденциальности

Я согласен (согласна)

×

Эксклюзивный материал

Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

×

Участие в конференции бесплатно






Формат участия:

Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×

Участие в конференции бесплатно







Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×
Наверх в Новости Новосибирска
Сайт использует файлы Cookie и сервисы сбора технических параметров сеансов посетителей. Пользуясь сайтом, вы выражаете согласие с политикой обработки персональных данных и применением данных технологий.
Принять