Новосибирская область, находящаяся в центре Сибири, — важный транспортный узел России. В последние годы развитие транспортной логистики в этом регионе стало приоритетным направлением для местных властей и бизнеса. Об основных достижениях и планах развития транспортной логистики Новосибирской области рассказал Александр Гаврилов, директор по развитию продукта «Яндекс Магистрали».
Именно в Новосибирской области в 2023 году открылся крупнейший в Сибири транспортно-логистический центр (ТЛЦ), который должен помочь нарастить объемы контейнерных перевозок грузов и повысить скорость доставки импорта с Дальнего Востока. Представители власти отмечали значимость применения новых технологий и создания инфраструктуры, которая позволит минимизировать вмешательство в грузовое и пассажирское движение при обработке составов.
В августе 2024 года в области ввели в эксплуатацию второй этап ТЛЦ с контейнерной площадкой, адаптированной под применение крановой технологии, и специализированным железнодорожным парком накопления и сортировки вагонов. По словам правительства Новосибирской области, «ставка на новые подходы и новые технологии оправдывают себя, форсируют темпы строительства уже фактически III очереди». Завершиться работа над ТЛЦ должна в 2025 году.
Этим грандиозным проектом развитие транспортной инфраструктуры в регионе не ограничивается.
За последние 5 лет в Новосибирской области, по данным правительства региона, отремонтировано и построено почти 2300 км автодорог, превышены плановые нормативы за 2023 год. На 2024 год в восстановление и модернизацию дорожной инфраструктуры заложено почти 7,5 млрд рублей, в том числе на строительство новых объектов. Идет работа над строительством автодороги М-52 «Чуйский тракт» от Новосибирска через Бийск до границы с Монголией. И это только часть региональных инициатив.
В направлении авиационной логистики реализуется масштабная программа развития аэропорта Толмачево — крупнейшего за Уралом транзитного авиаузла на направлениях между Европой и Азией. По итогам первого этапа завершено строительство нового терминала внутренних линий площадью в 56 кв. м. Второй этап должен начаться в 2024 году, инвестиции в него составят 12 млрд рублей. Об этом экс-гендиректор ОАО «Аэропорт Толмачево» Евгений Янкилевич рассказывал в июне на Сибирском транспортном форуме.
Развитию транспортной логистики в Новосибирской области уделяют большое внимание на крупных деловых мероприятиях. На форуме «Технопром» летом 2024 года провели круглый стол «Логистика для промышленных (складских) предприятий». Также в регионе проходит Международный Сибирский транспортный форум, где в 2023 году участники фокусировались на переориентации перевозки грузов с Запада на Восток, а в 2024 году — обсуждали вопросы приведения в нормативное состояние федеральной сети автомобильных дорог.
На ПМЭФ-2024 губернатор Новосибирской области и президент транспортной группы FESCO подписали соглашение для развития логистических мощностей, в том числе мощностей контейнерного терминала FESCO в регионе. Компания будет сотрудничать с вузами Новосибирска, чтобы готовить кадры для логистики и смежных сфер.
Модернизация и развитие транспортной инфраструктуры и логистики сегодня невозможны без новых технологий, что понимают как представители властей Новосибирской области, так и бизнес.
Губернатор региона активно поддерживает применение искусственного интеллекта, потому что это повышает производительность труда, и подчеркивает, что ИИ войдет во все сферы жизни. По словам губернатора, Новосибирская область входит в число регионов-лидеров по степени концентрации компаний, занимающихся решением задач ИИ. Сегодня в некоторых сферах ИИ уже проявил себя очень ярко, но есть отрасли, где его огромный потенциал пока не реализован — как транспортная: в управлении транспортными потоками и оптимизации маршрутов.
На конференции «Цифровизация перевозок: от стратегии Минтранса к практике» ИТ-интегратора компании «Первый Бит» участники мероприятия отмечали важность повышения цифровой зрелости транспортной логистики в Новосибирской области, а также заметный интерес представителей логистической сферы к цифровым решениям.
В пассажирских перевозках уже активно используются опытные образцы электронных путевых листов — в перевозках опасных грузов пока только планируется приход к ним. Преимущественно работа с электронными путевыми документами происходит в сервисах 1С. Переход на цифровой документооборот ускоряет процессы, снижает затраты — в том числе и на бумагу.
Это движение в сторону электронных документов в Новосибирской области со временем станет более интенсивным благодаря инициативам на уровне государства. В августе Минтранс РФ запустил эксперимент по созданию Национальной цифровой платформы для транспортной логистики, и технологии электронного обмена документами — одна из целей платформы.
На форуме «Технопром» в Новосибирске в 2024 году запустили региональную платформу для апробации отраслевых ИИ-решений, чтобы стимулировать компании к разработке, тестированию и внедрению новых технологий. Кроме того, благодаря этой платформе научное сообщество сможет использовать датасеты (обработанные и структурированный массивы данных) для исследований, что будет повышать качество ИИ-продуктов.
Постепенно в регионе появляется все больше инициатив и проектов, связанных с применением новых технологий в транспортно-логистической отрасли. Еще в 2018 году Сибирское таможенное управление начало проводить мониторинг транзитных автоперевозок с помощью системы ГЛОНАСС. Контроль перевозки грузов происходит при помощи электронных навигационных пломб в грузовых отсеках автомобилей, что позволяет получать информацию в режиме реального времени и быстро реагировать на проблемы — задержки в пути, несанкционированное вскрытие груза.
Другая важная инициатива — на магистралях Новосибирска вскоре должны появиться детекторы на базе ИИ: соглашение об этом подписали на форуме «Технопром». Новая система поможет регулировать транспортные потоки и оперативно реагировать на инциденты. Например, если на дороге произойдет ДТП, интеллектуальная система направит транспортный поток в другую сторону, чтобы снизить риски нарушения движения.
Транспортная инфраструктура Новосибирской области сегодня в хорошем состоянии. Хотя всегда есть куда двигаться, и эти точки роста регулярно подсвечивают местные власти, говоря о строительстве нового моста через Обь, о проекте «Восточный обход Новосибирска». Регион показывает рост грузооборота. Для дальнейшего развития транспортной логистики Новосибирску сегодня нужны не столько хорошие дороги, сколько расширение доступного объема транспортно-логистических комплексов, складских помещений, и увеличение числа специалистов в этой сфере.
Нехватка людей создает большую проблему. Новосибирск входит в число регионов, сильнее других страдающих от дефицита кадров в сфере логистики. Миграционный прирост в регионе есть, но он незначительный. По словам губернатора Новосибирской области, удержание людей в Сибири — один из способов решения транспортных и логистических проблем.
Снизить зависимость от кадров, как и оптимизировать управление существующими складскими комплексами поможет цифровизация логистических процессов — к которому региону сегодня нужно подключаться активнее. Автоматизация рутинных задач, управления перевозками и движением груза на складах могут уменьшить нагрузку на сотрудников, освободить их время для других задач, снизить риски человеческого фактора.
Но этой активной цифровизации сегодня мешают несколько моментов. Один из них — все тот же дефицит кадров, но уже в ИТ-индустрии. Новосибирская область испытывает кадровый голод в отношении ИТ-специалистов — сейчас недостает примерно 3 тыс. человек, и эта цифра увеличивается.
Кроме того, от внедрения новых технологий компании зачастую останавливают большие расходы, особенно если речь идет о сложных, комплексных продуктах. Чем сложнее бизнесу просчитать конкретные сроки окупаемости этих инвестиций, тем труднее решиться на такие траты. Выходом из ситуации может стать обращение к региональным программам финансовой поддержки цифровизации, а также поиск более доступных ИТ-продуктов.
Развитие и трансформация транспортной логистики Новосибирской области — важное условие для повышения инвестиционной привлекательности региона, и местные власти и бизнес прикладывают большие усилия для реализации этой задачи. Сегодня у региона есть качественная дорожная инфраструктура, появляются новые проекты логистических комплексов, отрасль справляется с возникающими вызовами.
Однако для более активного движения в направлении развития транспортной логистики Новосибирской области необходимо уделить еще больше внимания новым технологиям и ИТ-решениям, которые помогут оптимизировать логистические процессы, повысить качество и безопасность грузоперевозок и нарастить их объемы, в том числе в международных направлениях.
В самый холодный день температура воздуха в Новосибирске опустилась до -51 градуса
Улицу закроют для проезда автомобилей до 10 февраля 2025 года
Для того чтобы снизить ставку по проектному финансированию
При этом покупать его стали реже, чем годом ранее
Ранее земля предназначалась для создание городского транспортного узла
И превысил 49 трлн рублей